Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 794026-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" в части предоставления копии печатного обязательного экземпляра документов в электронном виде (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 2 раздела XIV протокола заседания Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 26.
Изменения, происходящие в области информационных технологий, требуют существенного пересмотра подходов к получению, хранению и обеспечению доступа ко всей совокупности печатных и электронных изданий.
Практически все современные печатные издания готовятся к публикации в электронном виде, что позволяет и получать, и хранить, и обслуживать читателей на базе электронного обязательного экземпляра.
Кроме того, во исполнение пункта "н" Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры необходимо включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг.
Минкультуры России разработана концепция оцифровки 10 процентов ежегодно издаваемых в Российской Федерации наименований книг. Задачей проекта является создание общедоступного бесплатного для пользователей легитимного государственного контента.
Национальная электронная библиотека призвана сформировать единое национальное собрание полных текстов электронных документов, доступ к которому осуществляется через интернет-портал Национальной электронной библиотеки.
Законопроектом вводится понятие электронной копии печатного издания, относящейся к видам документов, входящих в состав обязательного экземпляра.
Электронная копия печатного издания будет являться эталонной, страховой и предназначенной для постоянного хранения.
Использование электронной копии печатного издания будет осуществляться только с согласия правообладателей в соответствии с требованиями IV части Гражданского кодекса Российской Федерации (с соблюдением авторских прав).
Законопроект предусматривает передачу одной электронной копии печатного издания обязательного экземпляра производителями документов непосредственно в Российскую государственную библиотеку в целях постоянного хранения.
Кроме этого, предлагается сократить количество обязательных экземпляров печатных изданий (книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке) с 16 до 9.
Шесть обязательных экземпляров печатных изданий (книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке) предусмотрены статьей 19 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", обязывающей Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), Российскую государственную библиотеку, Российскую национальную библиотеку, Библиотеку Российской академии наук, Государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения Российской академии наук, Дальневосточную государственную научную библиотеку постоянно хранить обязательный федеральный экземпляр печатных изданий в целях сохранения культурного достояния народов Российской Федерации. Законопроект учитывает эту норму.
Для решения задач библиографического учета и сохранения национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации законопроект предусматривает два федеральных обязательных экземпляра печатных изданий, распределение которых будет осуществляться с учетом отраслевого принципа в соответствии с Перечнем библиотечно-информационных организаций, получающих из Информационного телеграфного агентства России (ИТАР-ТАСС) обязательный федеральный экземпляр печатных изданий, фонограмм и видеофильмов, утвержденным приказом Минкультуры России от 29 сентября 2009 г. N 675.
Получателем еще одного федерального обязательного экземпляра печатного издания будет Научная библиотека Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова с учетом социальной значимости данной библиотеки.
Кроме того, законопроект предусматривает возможность предоставления производителями документов диссертаций в Российскую государственную библиотеку не только на бумажном носителе, но и на электронном.
В целях выработки единых решений и подходов законопроект предусматривает разработку требований к формату файла диссертации на электронном носителе, электронной копии печатного издания и их материальному носителю, которые будут определяться в порядке, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предполагается, что единым стандартом предоставления электронной копии печатного издания будет формат pdf. В настоящее время в мире общепринятым форматом для долгосрочного архивного хранения документов является формат PDF/A, основанный на стандарте ISO 19005:2005. Указанный формат используется в настоящее время при формировании Национальной электронной библиотеки.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" в части предоставления электронной копии печатного издания (далее - законопроект) на начальной стадии потребует расходов на создание инфраструктуры, включающей в себя закупку серверов, а также создание резервного центра для сохранения полученного национального электронного контента.
Общие расходы федерального бюджета на реализацию положений законопроекта составят 7 млн. рублей в год.
Указанные расходы могут быть частично компенсированы за счет сокращения расходов на распределение и хранение обязательных экземпляров документов в печатной форме в связи с сокращением обязательных экземпляров печатного издания, частично за счет средств федерального бюджета, уже выделенных Минкультуры России в рамках финансирования федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" - направление программы IV "Сохранение культурного наследия", раздел "Развитие и модернизация библиотек России", пункт 95 "Развитие Национальной электронной библиотеки", код бюджетной классификации Российской Федерации - 08 01 1159999 242 226. Расходы на финансирование работ по развитию Национальной электронной библиотеки, предусмотренные федеральной целевой программой "Культура России (2012 - 2018 годы)" составляют до 2018 года 695,46 млн. рублей.
Реализация положений законопроекта будет способствовать успешному развитию деятельности малых и средних издательств, рост уровня доходности которых может составлять до 10 процентов. Себестоимость издания одной книги или брошюры варьируется в зависимости от тиража, объема, качества печати и иных факторов. Экономия издательств на отсутствии необходимости отправки в качестве обязательного экземпляра 6 экземпляров каждого выпускаемого издания книги или брошюры составит от 300 до 3000 руб.
Издательства, выпускающие от 50 до 500 названий книг и брошюр, занимают 30,9 процента от общего числа активно действующих в издательской отрасли компаний. Таким образом, у более, чем 30 процентов издательств экономия может составить от 15 тыс. рублей до 1,5 млн. рублей.
В то же время реализация положений законопроекта косвенным образом положительно повлияет на тенденции развития рынка электронной книги, поскольку создаются предпосылки для формирования лицензионного контента, в том числе для последующего использования в сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об авторском праве.
Расходы на расширение хранилищ у библиотек, которые прекратят получать обязательные экземпляры в бумажном виде, сократятся на 25 - 30 процентов.
Реализация положений законопроекта будет способствовать развитию в Российской Федерации информационной среды, отвечающей современным требованиям.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 29 сентября 2009 г. N 675 "Об утверждении Перечней библиотечно-информационных организаций, получающих обязательный федеральный экземпляр документов".
Срок подготовки - 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России.
Принятие Федерального закона потребует принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1) нормативного правового акта Минкультуры России, устанавливающего порядок предоставления производителями документов обязательного экземпляра электронной копии всех видов печатных изданий в Российскую государственную библиотеку.
Срок подготовки - 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России.
2) нормативного правового акта Минкультуры России, устанавливающего требования к формату файла электронной копии печатного издания и материальному носителю.
Срок подготовки - 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России.
3) нормативного правового акта Минкультуры России, устанавливающего порядок предоставления диссертации на электронном носителе, а также требования к формату файла электронной копии диссертации и материальному носителю.
Срок подготовки - 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.