Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 794559-6 "О внесении изменений в Федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Конституционная система организации представительной власти в Российской Федерации, в отличие от ранее действовавшей в СССР системы советов и в отличие от действующей конституционной системы организации исполнительной власти на принципах организационного единства в настоящее время, не предполагает организационной соподчиненности представительных органов власти различного уровня.
В таких условиях необходимо создание различных законодательных механизмов, позволяющих обеспечить конструктивное эффективное взаимодействие органов представительной власти всех уровней, и прежде всего, федеральных и региональных органов законодательной (представительной) власти. Наиболее актуальным является взаимодействие этих органов власти в федеральной и региональной законодательной деятельности: в законотворчестве и законодательном процессе.
Что касается участия законодательных (представительных) органов государственной власти в законодательной деятельности федерального уровня, то оно закреплено законодательно в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации".
Однако в федеральном законодательстве отсутствуют императивные положения об участии Государственной Думы и Совета Федерации в региональной законодательной деятельности и законодательном процессе.
В статье 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации" присутствует лишь одна "рекомендательная" норма, в соответствии с которой члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представители от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации могут наделяться конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.
В конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации такое право закреплено не во всех субъектах Российской Федерации. Причем в большинстве субъектов Российской Федерации право законодательной инициативы закреплено только за членами Совета Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации такое право закреплено как за членами Совета Федерации, так и за депутатами Государственной Думы, а в некоторых только за депутатами Государственной Думы. В регламентах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации реализация такого права федеральными парламентариями не обеспечена соответствующими процедурными нормами.
При этом, как показал выборочный анализ результатов законодательной деятельности на региональном уровне, на практике указанное право законодательной инициативы используется очень редко. Так, например, по информации, полученной из Законодательного Собрания Приморского и Законодательного Собрания Камчатского края, в последние несколько лет члены Совета Федерации не использовали право законодательной инициативы, предоставленное им уставами этих субъектов Российской Федерации. Как представляется в немалой степени создавшееся положение связано с тем, что такой институт в федеральном законодательстве закреплен ни как императивная обязанность субъекта Российской Федерации, а как право, возможность реализации которого зависит от усмотрения органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Такое законодательное регулирование осуществления права законодательной инициативы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в региональных парламентах привело к разному содержанию элементов правового статуса как, для членов Совета Федерации, так и для депутатов Государственной Думы. В одних регионах страны члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы наделены правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти, в других - такого права им не предоставлено, а потому они ограничены в праве участия в региональном законодательном процессе.
Настоящим проектом федерального закона предлагается предоставить членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, которое осуществляется в форме внесения проектов законов субъектов Российской Федерации и поправок к ним в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Такое право, хотя формально юридически и означает что, оно может использоваться по усмотрению члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, в то же время, как представляется, будет стимулировать на практике парламентариев к более активному участию в законодательном процессе на региональном уровне.
В предлагаемом законопроекте наделение правом законодательной инициативы в региональном законодательном (представительном) органе государственной власти членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы подчиняется двум принципам: компетенционному и территориальному принципу.
Так член Совета Федерации - представитель Российской Федерации, назначаемый Президентом Российской Федерации, наделяется правом законодательной инициативы во всех законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку полномочия членов Совета Федерации производим от общефедеральных полномочий Президента Российской Федерации.
Член Совета Федерации, наделенный полномочиями члена Совета Федерации органами государственной власти субъекта Российской Федерации, наделяется правом законодательной инициативы в том законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органами государственной власти которого он был наделен полномочиями члена Совета Федерации.
Депутат Государственной Думы, избранный из состава общефедеральной части федерального списка кандидатов по федеральному избирательному округу, наделяется правом законодательной инициативы во всех законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку такой депутат представляет интересы всех избирателей страны, проголосовавших за общефедеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы.
В случае если федеральный список кандидатов включает в себя региональную часть кандидатов, депутат Государственной Думы, избранный из состава региональной части кандидатов федерального списка кандидатов по федеральному избирательному округу, наделяется соответственно правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации тех субъектов Российской Федерации, которые были указаны в федеральном списке кандидатов, как соответствующие конкретной региональной группе кандидатов в депутаты Государственной Думы федерального списка кандидатов.
Депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному избирательному округу, наделяется правом законодательной инициативы в том законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором он был избран депутатом Государственной Думы.
Проектом предлагается внести согласованные изменения и дополнения в часть 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации". Изменениями, предлагаемыми законопроектом, положения о наделении правом законодательной инициативы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации предлагается ввести в действие после избрания в конце 2016 года нового состава депутатов Государственной Думы с учетом формирования новой системы избирательных округов в субъектах Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства, а также внесения в них изменений или дополнений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.