Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 754388-6 "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 754388-6 "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект разработан во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года (далее - Послание Президента Российской Федерации) и предусматривает порядок добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, меры по обеспечению правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защите их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, в целях легальной налоговой интеграции средств и имущества, находящихся в низконалоговых юрисдикциях, в юрисдикцию Российской Федерации.
Комитет отмечает исключительную важность настоящего документа, положения которого направлены на создание простого, понятного и необременительного с экономической точки зрения механизма добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, позволяющего обеспечить решение задачи снижения рисков, связанных с возможными ограничениями использования, сохранности капитала и имущества физических лиц. Декларирование имущества, в том числе счетов и вкладов в банках, позволит уменьшить зависимость правового статуса имущества граждан Российской Федерации от геополитических факторов, что, в свою очередь, снизит риск утраты ими данного имущества. Вместе с тем, как следует из Послания Президента Российской Федерации, настоящая декларационная компания является однократной мерой: предоставление гражданам повторной возможности легализовать свое имущество не планируется.
Рассматриваемым проектом федерального закона предусматривается создание программы добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) (далее - Программа), действующей до 31 декабря 2015 года.
Согласно законопроекту в указанный срок физические лица вправе представить в налоговый орган или в центральный аппарат Федеральной налоговой службы (по выбору физического лица), специальную декларацию, содержащую сведения об имуществе декларанта, о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых он признается контролирующим лицом, об открытых счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, о счетах (вкладах) в банках, если декларант признается бенефициаром в отношении владельца счета в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Законопроектом предлагается введение институтов номинального владельца и фактического владельца имущества, а также определяется порядок передачи имущества от номинального владельца к фактическому. При этом принципиально важным является то обстоятельство, что операции по передаче имущества от номинального владельца к фактическому согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 4 законопроекта освобождаются от налогообложения. Вместе с тем, в целях практической реализации данной нормы необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
При этом декларанту, а также номинальному владельцу имущества, если информация о нем содержится в специальной декларации, предоставляются гарантии правовой защиты имущественных интересов, конфиденциальности полученной информации, освобождения таких физических лиц от уголовной, административной ответственности и ответственности за налоговые правонарушения при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств по счетам (вкладам), информация о которых содержится в специальной декларации.
Необходимо отметить, что на сведения, содержащиеся в такой специальной декларации будет распространяться режим налоговой тайны в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса РФ без исключений, установленных пунктом 1 указанной статьи, т.е. указанные сведения могут быть переданы исключительно самому декларанту по его запросу в целях подтверждения подлинности факта представления специальной декларации и прилагаемых к ней документов.
Также законопроектом определяется порядок подачи специальной декларации, перечень документов, прилагаемых к специальной декларации, порядок перехода права собственности от номинального к фактическому владельцу, условия репатриации имущества и специальные положения о том, что он никаким образом не затрагивает, не ограничивает и не предусматривает никаких исключений в отношении обязательств Российской Федерации, установленных международными договорами Российской Федерации, включая обязательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет считает целесообразным отметить следующее.
Законопроектом устанавливается, что Программа - это предоставление физическим лицам, представившим специальную декларацию, гарантий непривлечения к налоговой, административной и уголовной ответственности, а также иных гарантий, установленных федеральным законом, включая гарантию сохранения налоговой тайны. При этом срок действия Программы статьей 5 законопроекта установлен до 31 декабря 2015 года. Таким образом, срок предоставления гарантий также истекает 31 декабря 2015 года. Полагаем, что данный срок должен касаться только представления специальной декларации, тогда как гарантии (при соблюдении всех установленных законом условий) должны иметь бессрочный характер.
В целях обеспечения четкой и безусловной гарантии освобождения участников Программы от уголовной ответственности целесообразно реализовать данную гарантию не посредством принятия Государственной Думой постановления об амнистии, а путем прямого перечисления в принимаемом законе статей Уголовного кодекса Российской Федерации, от ответственности по которым следует освободить декларантов (номинальных владельцев) имущества. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что согласно правилам ФАТФ (FATF) недопустимо даже частичное освобождение от ответственности за легализацию преступных доходов и финансирование терроризма, мошенничество, коррупцию и т.п.. Согласно информации, сообщенной на заседании Комитета представителем Федеральной службы по финансовому мониторингу, перечень статей Уголовного кодекса Российской Федерации, от ответственности по которым предлагается освобождение, предварительно согласован с представителями ФАТФ.
Кроме того, необходимо определить правовое значение специальной декларации, как документа, позволяющего избежать уголовной ответственности, в связи с чем полагаем необходимым дополнить законопроект положением о том, что декларация (ее копия) может быть представлена декларантом для приобщения к материалам уголовного дела; при этом органы дознания, следственные органы, суды не могут отказать декларанту (его защитнику) в приобщении декларации к указанным материалам и не могут не принимать во внимание информацию, содержащуюся в декларации.
Для обеспечения четкой реализации гарантии непривлечения декларанта и (или) номинального владельца к налоговой ответственности представляется необходимым внесение соответствующих изменений в положения Налогового кодекса РФ, определяющие основания привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Законопроект определяет порядок и условия представления специальной декларации и содержит указание на то, что форма специальной декларации и порядок ее заполнения устанавливаются федеральным законом, однако текст законопроекта не содержит ни форму специальной декларации, ни порядок ее заполнения. В связи с этим представляется целесообразным при доработке законопроекта ко второму чтению предусмотреть утверждение данным документом формы указанной декларации и порядка ее заполнения.
Исходя из положений Послания Президента Российской Федерации представляется, что раскрытие информации о номинальном владельце и о фактическом владельце не должно сопровождаться обязательной передачей имущества от номинального владельца фактическому. При этом номинальный владелец и фактический владелец могут по своему желанию переоформить свои права на декларируемое имущество: в Российской Федерации - в особом порядке перерегистрации прав, в иных странах - в порядке, предусмотренном законодательством этих стран. Принимая во внимание отсутствие в российском гражданском законодательстве института номинального владельца имущества, предлагается рассматривать в законопроекте в качестве номинальных владельцев имущества, находящегося в юрисдикции Российской Федерации, исключительно граждан, осуществляющих номинальное владение имуществом по праву иностранных государств.
Для целей законопроекта используется понятие "список ФАТФ", вместе с тем, порядок установления указанного списка не определен.
Также представляется необходимым установить, что проверка источников происхождения имущества (банковских счетов), включенных в декларацию не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". В указанных случаях проверка должна осуществляться Федеральной службой по финансовому мониторингу в пределах своей компетенции.
Одним из условий предоставления гарантий статья 4 законопроекта предусматривает отсутствие возбужденного в отношении декларанта уголовного дела, не начатого производства по делу об административном, налоговом правонарушении, не начатой выездной налоговой проверки. При этом получение декларантом гарантий возможно лишь при декларировании и репатриации имущества (в случаях, когда ее необходимость предусмотрена п.1 статьи 7 законопроекта) в совокупности. В итоге подача декларации без репатриации имущества фактически лишена смысла. В период между репатриацией имущества и подачей декларации декларанту не представляется никаких гарантий того, что в отношении декларанта или его репатриируемого имущества, например, не будет незамедлительно начата проверка, которая нивелирует все предусмотренные статьей 4 законопроекта гарантии. В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос о предоставлении участникам Программы возможности репатриировать имущество на территорию Российской Федерации в течение определенного срока, до истечения которого на них будут распространяться гарантии, предусмотренные статьей 4 законопроекта. При этом возможность действия данных гарантий после истечения указанного срока была бы поставлена в зависимость от выполнения участниками Программы условия о репатриации имущества.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 754388-6 "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.