Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 796968-6 "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу" (далее - проект федерального закона) разработан в целях установления правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере проставления апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу, повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере, обеспечения доступности и прозрачности указанного института для организаций, граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Проставление штампа "апостиль" на российских официальных документах является необходимым условием признания таких документов и отраженных в них юридических фактов компетентными органами иностранных государств, являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (05.10.1961, Гаага) (далее - Конвенция). В связи с расширяющимися международными отношениями Российской Федерации, вступлением во Всемирную торговую организацию, поступательным развитием международных связей в целом и в условиях динамичной интенсификации миграционных процессов институт проставления апостиля приобретает особую социальную значимость, что подтверждает актуальность и своевременность совершенствования законодательства в указанной сфере.
Целью разработки проекта федерального закона является модернизация законодательства Российской Федерации и определение правовых основ проставления апостиля с помощью структурообразующего нормативного правового акта.
В настоящий момент основой регулирования деятельности по проставлению апостиля является Конвенция, которая вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 г.
Конвенцией предусмотрено, что она распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из государств-участников и должны быть представлены на территории другого государства-участника.
При этом решение вопроса о том, кто именно уполномочен выдавать официальные документы, является прерогативой законодательства страны происхождения соответствующих документов. Процедура проставления апостиля, сроки, перечень необходимых для проставления апостиля документов, параметры уплаты государственной пошлины, иные возникающие в связи с проставлением апостиля вопросы также регулируются национальным законодательством государств-участников.
Российское законодательство не позволяет сделать вывод о том, какие документы относятся к официальным для целей применения Конвенции, не определяет перечня органов, наделенных правом проставления апостиля.
В настоящее время также отсутствует законодательно установленная обязанность представлять образцы подписей и оттисков печатей, а равно подтверждать полномочия лиц, подписавших официальный документ, лицами, получившими соответствующий запрос в связи с необходимостью проставления апостиля. Указанные обстоятельства существенно усложняют процедуру проверки подлинности подписи, оттиска печати и наличия полномочий у лиц, подписавших официальный документ. Известны случаи непредставления соответствующей информации, а также отказов в представлении информации.
Наличие таких пробелов в законодательстве вызывает трудности как у лиц, обращающихся за проставлением апостиля, так и у компетентных органов иных государств-участников Конвенции при признании апостилей, проставленных на российских документах.
Проект федерального закона устраняет указанные пробелы.
В связи с тем, что законопроектом в качестве компетентных органов указаны, в том числе, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями проставлению апостиля, а в соответствии со статьей 4 федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделены полномочиями по регистрации актов гражданского состояния и предоставляют государственную услугу по проставлению апостиля на основании административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - указанные административные регламенты могут содержать нормы, не соответствующие нормам законопроекта (например, в части сроков проставления апостиля).
В целях приведения данных административных регламентов в соответствие с положениями федерального закона, статьей 11 законопроекта предусмотрен отлагательный срок для вступления федерального закона в силу.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу"
Принятие федерального закона "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти реализуют полномочия, указанные в федеральном законе, в пределах средств, предусмотренных для данных органов в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу"
Принятие федерального закона "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу"
Принятие федерального закона "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие федерального закона "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего перечень федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проставление апостиля.
Наименование проекта нормативного правового акта - проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня компетентных органов, уполномоченных на проставление апостиля в Российской Федерации".
Основание разработки - часть 3 статьи 4 проекта федерального закона.
Срок подготовки - после принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Головной исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.