Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 797841-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - законопроект) предусматривается внесение изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации:
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ);
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ);
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Кроме того, законопроектом предусматривается признать утратившим силу пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Законопроект подготовлен в целях унификации правовых норм в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с нормами других видов обязательного социального страхования, регулирующих аналогичные правоотношения, а также повышения эффективности правоприменительной практики.
При разработке законопроекта изучена практика применения федеральных законов страховщиком, проанализированы принятые судебные решения по конкретным делам, предложения, поступившие от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также учтена информация, содержащаяся в обращениях граждан и организаций.
Исходя из цели вносимых изменений, законопроектом предусматривается следующее.
Содержание понятий "страховой случай" и "профессиональное заболевание" приводится в соответствие с Федеральным законом N 125-ФЗ, согласно которому право на получение страховых выплат также предоставляется в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая. Понятие "заработок застрахованного" осовременивается с учетом действующего законодательства Российской Федерации.
Кроме того, с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 212-ФЗ конкретизируются нормы, связанные с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора.
Нормы Федерального закона N 125-ФЗ и Федерального закона N 255-ФЗ, связанные с регистрацией страхователей, унифицируются с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом увеличивается время подачи заявления о регистрации в качестве страхователя с 10 до 30 дней. Одновременно в законопроекте прописаны положения, регулирующие порядок снятия с учета страхователей.
Законопроектом более детально прописываются положения, связанные с определением размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка. В качестве минимальной социальной гарантии предполагается использовать минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), установленный федеральным законом на день обращения за назначением обеспечения по страхованию.
Это изменение обусловлено тем, что согласно Трудовому кодексу Российской Федерации при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещается его утраченный заработок (доход). Данное изменение не коснется исчисления ежемесячных страховых выплат застрахованному, не достигшему 18-летнего возраста на момент назначения обеспечения по страхованию. Вступление в силу указанной нормы планируется с 1 января 2018 г. Как следует из статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. За последние десять лет МРОТ увеличился почти в десять раз, а величина прожиточного минимума выросла в 3 раза. Предполагается, что к 2018 году МРОТ достигнет уровня прожиточного минимума, что отвечает требованиям действующего законодательства.
Законопроектом предусматривается в случае, если застрахованный (страхователь) не имеет возможности представить справку (справки) о заработке, из которого должна быть исчислена ежемесячная страховая выплата, то территориальный орган страховщика по заявлению застрахованного лица будет направлять запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя за календарный год, предшествующий году, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации будут устанавливаться Минтрудом России.
Исходя из внесенных в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности" изменений, отменивших проведение обязательного ежегодного аудита в государственных внебюджетных фондах, законопроектом признается утратившей силу норма, согласно которой не реже одного раза в год страховщик обеспечивал осуществление проверки своей финансово-хозяйственной деятельности специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Законопроектом также регулируются правоотношения, связанные с:
контролем за уплатой страховых взносов; привлечением страхователей к ответственности; сроком уплаты страховых взносов;
обязанностью банков по предоставлению информации, составляющей банковскую тайну;
участием страхователя в отношениях, регулируемых Федеральным законом N 125-ФЗ;
перечнем документов, необходимых для назначения обеспечения по страхованию.
Кроме того, законопроект уточняет, какие нормативные правовые акты в области данного вида обязательного социального страхования принимаются непосредственно Правительством Российской Федерации или принимаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит повысить качество осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
1. В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" подлежит признанию утратившим силу постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 27 "Об организации работы территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей".
Необходимость признания утратившим силу обусловлена положением абзаца четырнадцатого пункта 3 статьи 1 законопроекта, согласно которому порядок регистрации и снятия с учета страхователей, а также формы документов, которые используются территориальными органами страховщика при регистрации и снятии с учета страхователей, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Ответственный исполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 60 дней со дня вступления в силу Федерального закона.
2. В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" подлежат изменению:
а) приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 577 "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 577н"
Внесение изменений обусловлено положением подпункта "б" пункта 7 статьи 1 законопроекта, согласно которому уточнен перечень документов, необходимых для назначения обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 60 дней со дня вступления в силу Федерального закона.
б) приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 576н "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений".
Внесение изменений обусловлено положениями пункта 3 статьи 1 и статьи 2 законопроекта, согласно которым уточняется порядок регистрации страхователей и устанавливается порядок предоставления возможности получения информации о регистрации в Фонде социального страхования Российской Федерации в электронном виде по адресу электронной почты, указанному при представлении документов.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 60 дней со дня вступления в силу Федерального закона.
в) приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 575н "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации страхователей и снятию с учета страхователей - физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора".
Внесение изменений обусловлено положением пункта 3 статьи 1 законопроекта, согласно которому уточняется порядок регистрации страхователей и устанавливается порядок предоставления возможности получения информации о регистрации в Фонде социального страхования Российской Федерации в электронном виде по адресу электронной почты, указанному при представлении документов.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 60 дней со дня вступления в силу Федерального закона.
г) приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 574н "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником".
Внесение изменений обусловлено положениями пункта 3 статьи 1 и статьи 2 законопроекта, согласно которым уточняется порядок регистрации страхователей и устанавливается порядок предоставления возможности получения информации о регистрации в Фонде социального страхования Российской Федерации в электронном виде по адресу электронной почты, указанному при представлении документов.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 60 дней со дня вступления в силу Федерального закона.
3. В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" подлежат принятию:
а) приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о предоставлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, необходимых для определения размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы и порядка направления запроса, формы и порядка предоставления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации".
Необходимость принятия обусловлена положением подпункта "г" пункта 6 статьи 1 законопроекта, согласно которому форма заявления о предоставлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя за календарный год, предшествующий году, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или установлена утрата его профессиональной трудоспособности, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 60 дней со дня вступления в силу Федерального закона.
б) приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Необходимость принятия обусловлена положением подпункта "б" пункта 10 статьи 1 законопроекта, согласно которому страховщик осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов в порядке аналогичном порядку, предусмотренному главой 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 60 дней со дня вступления в силу Федерального закона.
в) приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям".
Необходимость принятия обусловлена положением абзаца четырнадцатого пункта 3 статьи 1 законопроекта, согласно которому порядок регистрации и снятия с учета страхователей, а также формы документов, которые используются территориальными органами страховщика при регистрации и снятии с учета страхователей, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 60 дней со дня вступления в силу Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.