Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 640975-6 "О внесении изменения в статью 189 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(в части расширения компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при организации проведения капитального ремонта),
внесенный Законодательным Собранием Челябинской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 640975-6 "О внесении изменения в статью 189 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Челябинской области (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается наделить общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правом определения подрядной организации, привлекаемой для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в таком доме и правом возлагать на управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязанность по осуществлению контроля качества оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями.
В этой связи Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству отмечает, что в целом сама идея об усилении контроля за оказанием услуг и (или) выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в таком доме возражений не вызывает. Вместе с тем предложенный механизм ее реализации может привести к несогласованности действий заинтересованных лиц в связи с отсутствием взаимосвязи проектируемой нормы с рядом положений Жилищного кодекса Российской Федерации и неурегулированностью отношений участников процесса проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при осуществлении указанного контроля.
Само принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о проведении капитального ремонта общего имущества в таком доме не ставится в зависимость от реализуемого ими способа формирования фонда капитального ремонта. Соответственно согласно проектируемой части 5.1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, будут вправе принять решение об определении подрядной организации, привлекаемой для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также о возложении на управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязанности по осуществлению контроля качества оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями. Однако, в соответствии с пунктами 3 части 2, частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры. Порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливается субъектом Российской Федерации. И в данном случае законопроектом не предусматривается изменение данного порядка определения подрядных организаций, но в то же время вводится параллельный порядок, основанный на свободном выборе собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременное применение двух порядков определения подрядной организации, привлекаемой для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в таком доме, приведет к крайне неблагоприятным последствиям, связанным с возникновением конфликтных ситуаций между региональными операторами и собственниками.
Также, по мнению Комитета, представляется неясным возможность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о возложении на управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязанности по осуществлению контроля качества оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями, учитывая, что в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации такая обязанность уже возлагается на регионального оператора. Порядок взаимодействия между региональным оператором и управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативов или иным специализированным потребительским кооперативом при осуществлении данного контроля законопроектом не устанавливается.
Следует отметить, что региональный оператор несет ответственность перед собственниками за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации), в то время как законопроектом не приводятся последствия осуществления соответствующего контроля управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Кроме того, Комитет полагает необоснованным предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права возложения указанной обязанности, так как обязанность у юридических лиц возникает исключительно на основании закона либо договора.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 640975-6 "О внесении изменения в статью 189 Жилищного кодекса Российской Федерации" в представленной редакции.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.