Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 687920-6 "О внесении изменения в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части продления срока описания и утверждения границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства),
внесенный Законодательным Собранием Вологодской области
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 29 января 2015 года (протокол N 219, пункт 37) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 687920-6 "О внесении изменения в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части продления срока описания и утверждения границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области.
Согласно действующей редакции абзаца первого части 3 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2015 года.
Авторы проекта предлагают продлить этот срок до 1 января 2018 года.
Авторы аргументируют свою позицию тем, что выполнение работ по координатному описанию границ муниципальных образований с подготовкой карт (планов) объектов землеустройства имеет особую специфику, выраженную в значительных временных и денежных затратах.
В подтверждение, авторы приводят данные, согласно которым в 53 субъектах Российской Федерации границы муниципальных образований не установлены в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства или указанные работы начаты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но не будут завершены до 1 января 2015 года.
В этой связи следует отметить, что предусмотренный абзацем первым части 3 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ срок продлевался неоднократно (с 1 января 2007 года до 1 января 2009 года, до 1 января 2012 года, до 1 января 2015 года).
При этом, с момента принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ действовало правило, предусмотренное абзацем вторым части 3 статьи 85, предусматривающее, что в случае, если границы муниципальных образований не утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, границы муниципальных образований утверждаются до 31 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Кроме того, следует отметить, что установленный абзацем первым части 3 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ срок уже истек.
По мнению Комитета, 12 лет было вполне достаточно для описания и утверждения границ муниципальных образований. Затягивание сроков описания и утверждения границ муниципальных образований приводит к возникновению споров между субъектами правоотношений в этой сфере, трудностям во владении, пользовании и распоряжении земельными участками муниципальных образований. Кроме того, затягивание этого процесса негативно отражается на доходной части местных бюджетов.
Полагаем, что очередное продление этого срока негативно отразиться на положительной динамике функционирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, своевременно не закончивших работы по описанию и утверждению границ муниципальных образований.
Возможно, более целесообразным будет решение данной проблемы не путем продления срока описания и утверждения границ муниципальных образований, а разработкой специальных мер, направленных на дополнительное финансовое обеспечение проведения муниципалитетами работ по описанию и утверждению границ муниципальных образований.
Например, в форме субсидий из федерального и регионального бюджетов, увеличения налоговых отчислений в местные бюджеты или введения местных сборов.
Необходимо также отметить, что данная законодательная инициатива Законодательного Собрания Вологодской области рассматривалась в рамках Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации. 25 ноября 2014 года субъекту права законодательной инициативы было рекомендовано не вносить данный проект в Государственную Думу.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.