Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 678527-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части назначения членов конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации),
внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
(утв. Решением Комитета от 26 марта 2015 г. N 109/3)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 29 января 2015 года (протокол N 219, пункт 36) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 678527-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части назначения членов конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации), внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 5 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). По мнению авторов, в связи с тем, что половина членов конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, по аналогии и вторая половина конкурсной комиссии должна назначаться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Другие обоснования в пользу принятия данного законопроекта в пояснительной записке отсутствуют.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. Действующий порядок назначения конкурсной комиссии был установлен вследствие изменений, внесенных в федеральное законодательство Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, настоящий порядок назначения членов конкурсной комиссии существует меньше года и делать выводы о его эффективности рано, так как для этого требуется накопление и анализ правоприменительной практики. Кроме того, авторы законопроекта хотят вернуться к прежней модели формирования конкурсной комиссии, ведь согласно ранее действовавшим положения Федерального закона N 131-ФЗ конкурсная комиссия формировалась в аналогичном законопроекту порядке.
Хотелось бы заметить, что порядок работы и рассмотрения вопросов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации различен. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) правомочное заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации проводится не реже одного раза в три месяца (статья 4, пункт 11). Периодичность заседаний определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно. Ввиду этого, может возникнуть ряд проблем с принятием оперативного назначения членов конкурсной комиссии.
Стоит отметить, что глава администрации имеет значительный объем полномочий в исполнительно-распорядительной сфере. В том числе, он осуществляет руководство местной администрацией, в полномочиях которой, согласно законодательству, находятся вопросы исполнения отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации. Поэтому целесообразнее, что в назначении главы местной администрации принимает участие именно высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которое также обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями (подпункт д. 1 пункта 7 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ).
На основании вышеизложенного Комитет не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.