Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 703286-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы А.А. Агеевым, А.В. Терентьевым, О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), дополнив Федеральный закон новой статьей 29.1, об обязанности принятия присяги членом комиссии с правом решающего голоса любого уровня.
Положительной стороной предлагаемого регулирования является повышение позитивной ответственности и подчеркивание значимости работы члена комиссии с правом решающего голоса.
В законодательстве Российской Федерации широко распространено принятие присяги лицами, замещающими государственные должности, - Президентом Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, судьями.
Присягу приносят нотариусы, адвокаты, а также присяжные и арбитражные заседатели.
Для членов коллегиальных органов, к числу которых относятся избирательные комиссии, принесение присяги не столь характерно, что обусловлено принципом организации деятельности коллегиальных органов.
Принесение присяги также нехарактерно для лиц, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, каковыми в большинстве своем являются члены избирательных комиссий.
Исключение из числа таких лиц составляют присяжные и арбитражные заседатели, которые хотя и исполняют свои полномочия на непостоянной основе, но эти полномочия связаны с осуществлением правосудия.
В предлагаемой авторами проекта федерального закона редакции текста присяги указано, что приносящий присягу сознает, что нарушение присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в составе комиссии.
Вместе с тем, пунктами 6 и 8 статьи 29 Федерального закона установлен закрытый перечень оснований прекращения полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, среди которых ответственность за нарушение присяги отсутствует.
Также нельзя не отметить, что для разных оснований прекращения полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса установлен и разный порядок их прекращения.
Например, в отношении заявления члена избирательной комиссии о сложении своих полномочий предусматривается, что оно не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда заявление подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников (п.п. а п. 6 ст. 29 Федерального закона).
При этом при возникновении других оснований, например, утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, полномочия члена комиссии прекращаются немедленно (п.п. а п. 8 ст. 29 Федерального закона).
Кроме того, предлагаемая законопроектом статья 29.1 содержит императивную норму, устанавливающую требование присутствия на первом заседании вновь сформированной комиссии руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей политических партий, общественности, что на практике может существенно затруднить работу комиссии в случае неявки кого то из указанных лиц.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству полагает, что предлагаемое авторами законопроекта регулирование является избыточным и рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 06 апреля 2015 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.