Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 682357-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(в части введения упрощенных механизмов установления зон охраны объектов культурного наследия),
внесенный депутатами ГД Е.Г. Драпеко, Н.В. Левичевым, Е.И. Кузьмичевой, Е.Н. Сенаторовой, З.Я. Рахматуллиной, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, членом Совета Федерации С.Е. Рыбаковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 682357-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части введения упрощенных механизмов установления зон охраны объектов культурного наследия), внесенный депутатами Государственной Думы Е.Г. Драпеко, Н.В. Левичевым, Е.И. Кузьмичевой, Е.Н. Сенаторовой, З.Я. Рахматуллиной, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, членом Совета Федерации С.Е. Рыбаковым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в настоящее время зонами охраны обеспечено лишь 14,58% от общего числа объектов культурного наследия, а зон охраны, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к информации, подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости в целях регистрации обременений использования земельных участков в границах зон охраны объектов культурного наследия, не более 5%.
В целях введения упрощенного порядка установления зон охраны объектов культурного наследия законопроектом предлагается установить наряду с имеющимися зонами охраны объектов культурного наследия защитную зону, не требующую разработки, согласования и утверждения проекта зоны охраны объекта культурного наследия.
Границы указанных защитных зон предлагается определять следующим образом:
- для памятников, расположенных в границах населенного пункта, граница защитной зоны устанавливается от внешней границы территории памятника и составляет 100 метров, вне границ населенного пункта - 200 метров;
- для ансамблей, расположенных в границах населенного пункта, граница защитной зоны устанавливается от внешней границы территории ансамбля и составляет 150 метров, вне границ населенного пункта - 250 метров;
- в случае отсутствия утвержденной границы территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, граница защитной зоны устанавливается от линии внешней стены памятника, либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию, и составляет 200 метров, вне границ населенного пункта - 300 метров.
В связи с этим Комитет считает необходимым отметить следующее:
1) Проблема обеспечения сохранности объектов культурного наследия, в отношении которых до настоящего времени в установленном порядке не разработаны проекты зон охраны объектов культурного наследия, по мнению Комитета, имеет актуальный характер.
Вместе с тем, 10 октября 2014 года Государственной Думой был принят Федеральный закон N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в целях совершенствования законодательства области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия были значительным образом переработаны положения Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ). Ввиду непродолжительного срока действия указанного Федерального закона не представляется возможным дать оценку необходимости внесения предлагаемых законопроектом изменений с учетом уже принятых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.
Следует также учесть, что в действующей редакции Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрены меры по сохранности выявленных объектов культурного наследия до момента разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия и включения их в соответствующий реестр объектов культурного наследия.
Предлагаемые законопроектом нововведения, по мнению Комитета, носят постоянный характер, в силу чего не способствуют активизации усилий по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, а фактически подменяют необходимость разработки таких проектов зон охраны установлением защитных зон, не способных учитывать специфику объектов культурного наследия, для которых установление защитных зон в предлагаемых размерах может оказаться чрезмерным или наоборот недостаточным.
При этом, согласно законопроекту в защитной зоне запрещается строительство объектов капитального строительства, а также их реконструкция, связанная с изменением их объемно-пространственных характеристик. Такое ограничение согласно действующей редакции статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ действует только в отношении такого вида зоны охраны объектов культурного наследия как охранной зоны. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности может только ограничивать строительство и хозяйственную деятельность, а зона охраняемого природного ландшафта - запрещать или ограничивать хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений.
С учетом изложенного, представляется, что предлагаемые законопроектом положения будут препятствовать осуществлению строительства и реконструкции даже тех объектов капитального строительства, которые в случае утверждения в установленном порядке проектов зон охраны объектов культурного наследия не влияли бы на сохранность объекта культурного наследия в его исторической среде.
2) В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) градостроительные регламенты устанавливаются, в том числе, с учетом требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Вместе с тем, из законопроекта непонятно, каким образом будут соотноситься требования, определяемые градостроительным регламентом, с требованиями, предъявляемым к защитным зонам в случае принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр объектов культурного наследия.
3) В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Кодекса зоны охраны объектов культурного наследия относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Пункт 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с указанной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе, содержащие описание местоположения границ таких зон.
Из законопроекта не представляется возможным определить, каким образом для целей внесения в государственный кадастр недвижимости будут вноситься сведения, содержащие описание местоположения границ зон охраны объектов культурного наследия.
Без внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости вопрос об обеспечении сохранности объектов культурного наследия остается открытым.
4) В соответствии с абзацем третьим подпункта "г" пункта 1 статьи 1 законопроекта границы защитных зон определяются исходя из совокупности следующих критериев: вид объекта культурного наследия, характер градостроительного окружения, наличие утвержденной границы территории объекта культурного наследия. Вместе с тем, как следует из абзацев четвертого - шестого подпункта "г" пункта 1 статьи 1 законопроекта границы защитных зон устанавливаются в метрах от границ соответствующих объектов культурного наследия. Представляется, что указанные положения законопроекта носят взаимоисключающий характер.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.