Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 801269-6 "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части совершенствования наследственного права)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) преследует цели расширения возможностей наследодателя в части выражения им завещательных распоряжений, упрощения процедур принятия наследства, а также повышения эффективности принимаемых мер по охране наследственной массы и управлению ей в период до определения круга наследников и принятия ими наследства.
Необходимость введения в российское наследственное право указанных новелл продиктована стремительным развитием экономических отношений, усложнением состава наследственной массы в большинстве случаев наследования, а также все большим вовлечением российских граждан в предпринимательские отношения, требующие особых правил об управлении долями (акциями) в хозяйственных обществах после смерти участников.
Все большее число российских граждан обращается к нотариусам с просьбой удостоверить их договоренности с иными членами семьи, посвященные порядку распределения наследства и содержания отдельных членов семьи после смерти наследодателя. Потребностям таких семей отвечают предусмотренные законопроектом конструкции совместного завещания и наследственного договора, в том или ином виде присутствующие в настоящее время в праве многих государств, в том числе относящихся к континентальной правовой семье.
В соответствии с законопроектом совместное завещание могут составить только супруги. Такое совместное завещание определяет порядок перехода прав на общее имущество супругов или имущество каждого из них в случае смерти каждого из них, в том числе в случае их смерти в одно и то же время, к пережившему супругу или иным лицам, а также может содержать иные распоряжения супруга или супругов, в частности, условие о назначении душеприказчика (душеприказчиков), действующего в случае смерти каждого из супругов. В свою очередь наследственный договор, нормы о котором согласно законопроекту предлагается включить в часть 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть заключен наследодателем с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию (статья 1116). Условия этого договора будут определять порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к указанным лицам или к третьим лицам. Наследственный договор может также возлагать на участвующих в таком договоре лиц, которые могут призываться к наследованию, обязанность совершить после смерти наследодателя какие-либо действия имущественного или неимущественного характера. Требовать исполнения обязанностей, установленных наследственным договором, после смерти наследодателя смогут наследники, душеприказчик, пережившие наследодателя стороны наследственного договора, а также нотариус, который ведет наследственное дело, в период исполнения им своих обязанностей по охране и управления наследственным имуществом до выдачи свидетельства о праве наследования.
В целях создания более эффективной системы норм об охране наследственной массы и управлению ею законопроект предлагает уточнить положения о доверительном управлении имуществом, о полномочиях душеприказчика, а также вводит в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации правила о создании физическим лицом специального фонда, управление которым должно осуществляться бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления, указанными в уставе фонда или ином внутреннем документе. По условиям управления фондом может допускаться передача третьим лицам всего или части имущества фонда, в том числе после смерти гражданина-учредителя фонда. Условия управления фондом не могут быть изменены после смерти гражданина, являвшегося учредителем фонда. Содержащаяся в законопроекте конструкция специального фонда имеет сходство с широком используемыми в западно-европейских правовых системах фондами, создаваемыми для наследования. В отличие от узкоспециализированных фондов, используемых только для передачи бизнеса наследникам, предлагаемые в проекте фонды могут быть использованы российскими гражданами и для организации благотворительной деятельности, в том числе для обеспечения продолжения такой деятельности после смерти основателя фонда.
Законопроект также существенным образом упрощает процедуры принятия наследства. В соответствии с предлагаемыми в проекте положениями, которые вносятся в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, бремя сбора доказательств в ходе ведения наследственного дела возлагается на нотариуса, а не наследников.
Законопроект предполагает, что все необходимые документы, относящиеся к праву наследника на имущество наследодателя (подтверждение родства и пр.). а также документы, подтверждающие права самого наследодателя на имущество, которое ему принадлежало (в случаях, когда такие документы выдаются в силу закона), соберет сам нотариус. Возможность сбора таких документов и доказательств у нотариуса появляется благодаря праву на запрос из государственных реестров информации о правах на имущество, принадлежавшее наследодателю, запрос в кредитных организациях справки по счетам и вкладам наследодателя в порядке, предусмотренном законодательством о банках и банковской деятельности, а также на запрос у иных организаций и лиц сведений об имуществе, принадлежавшем наследодателю. В результате наследникам будет достаточно в подавляющем большинстве случаев лишь предъявить документы, удостоверяющие их личность.
Такой подход к оформлению наследственных прав существенно упростит жизнь гражданам, которые в настоящее время вынуждены своими силами разыскивать затребованные нотариусом доказательства. Завершением оформления наследственных прав должно в результате стать выдача наследнику всеобъемлющего свидетельства о праве наследования на все имущество наследодателя, где бы оно ни находилось и в чем бы оно ни выражалось (статья 1112), или на долю в праве на такое имущество. В случаях, когда в соответствии с завещанием хотя бы к одному из наследников переходят права на определенные объекты гражданских прав, свидетельство о праве наследования этого наследника должно содержать указание на такие объекты при условии, что нотариусом установлена принадлежность таких объектов наследодателю, в том числе на основании вступившего в силу судебного акта, а в свидетельствах о праве наследования других наследников указывается на переход к этим наследникам прав или долей в праве на все имущество, за вычетом отдельных объектов, наследуемых в силу завещания.
Законопроект предполагает также, что нотариус, выдавший такое свидетельство, представит в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество или государственную регистрацию юридических лиц, заявление о государственной регистрации перехода прав на имущество к наследнику или о государственной регистрации обременения имущества правами отказополучателя и передаст наследнику или отказополучателю соответствующие документы, подтверждающие произведенную государственную регистрацию.
Законопроект вносит также сопутствующие указанным новеллам изменения в иные нормы гражданского законодательства, законодательства о нотариате, Закон Российской Федерации "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "О некоммерческих организациях".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части совершенствования наследственного права)
Введение в действие проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части совершенствования наследственного права)
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесения изменений в акты федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.