Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 801369-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год"
Досье на проект федерального закона
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) осуществлял исполнение бюджета в 2014 году в соответствии с целями, поставленными Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 321-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Федеральный закон), на основе сводной бюджетной росписи расходов бюджета Фонда, с учетом внесенных в нее изменений в течение отчетного года (далее - уточненная сводная роспись), в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2014 год в части межбюджетных трансфертов, передаваемых Фонду на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков пониженных тарифов уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
За 2014 год доходы бюджета Фонда составили 1 250 545, 1 млн. рублей или 100,8% от утвержденного Федеральным законом годового объема (1 240 116,1 млн. рублей) и увеличились по сравнению с 2013 годом на 149 193,7 млн. рублей или на 13,5 процента.
Расходы бюджета Фонда за 2014 год исполнены в сумме 1 268 657,8 млн. рублей, что составило 102,3% к объему, утвержденному Федеральным законом (1240 116,1 млн. рублей), и 92,8% к уточненной сводной росписи (1 366 781,6 млн. рублей) или с ростом на 21% по сравнению с уровнем 2013 года.
Объем межбюджетных трансфертов, полученных бюджетом Фонда в 2014 году из федерального бюджета, составил 28 550,0 млн. рублей (100% от запланированного объема).
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с заявками, представленными в Фонд, составил 17 981,8 млн. рублей (94,5%).
Бюджет Фонда за 2014 год исполнен с дефицитом в размере 18 112,7 млн. рублей, источником финансового обеспечения которого являлись изменения остатков средств на счетах по учету средств обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января 2014 г.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2014 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей) | |||||
Основные показатели |
Утверждено на 2014 год Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 321-ФЗ |
Уточненная роспись расходов бюджета Фонда на 2014 год |
Кассовое исполнение за 2014 год |
Кассовое исполнение в % к: |
|
федеральному закону |
уточненной росписи |
||||
Доходы -всего |
1 240 116,1 |
- |
1250 545,1 |
100,8 |
- |
Расходы -всего |
1 240 116,1 |
1 366 781,6 |
1 268 657,8 |
102,3 |
92,8 |
Дефицит |
0,0 |
|
18 112,7 |
- |
- |
Доходы бюджета Фонда
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование
Уплата страхователями (работодателями) страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в 2014 году осуществлялась по нормам Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения уплачивались страхователями по тарифу 5,1% с предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме 624 тыс. рублей.
Отдельные категории плательщиков уплачивали страховые взносы по пониженным тарифам, установленным статьями 58 и 58.1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ. В этих случаях выпадающие доходы бюджета Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации компенсировались за счет ассигнований федерального бюджета путем предоставления межбюджетных трансфертов бюджету Фонда.
Общий объем страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за 2014 год составил 740 156,9 млн. рублей, что на 9,0% превысило запланированный объем, и увеличился по сравнению с 2013 годом на 52 777,8 млн. рублей или на 7,7 процента. Коэффициент сбора указанных страховых взносов с учетом погашения задолженности по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 2014 года, составил 0,984.
Уплата страхователями (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2014 году осуществлялась по нормам Федеральных законов от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивались исходя из тарифа 18 864,6 рублей с применением понижающего коэффициента в размере 0,9000, коэффициента дифференциации, установленного в приложении 1 к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ для каждого субъекта Российской Федерации и города Байконур, и с соблюдением требований, установленных пунктом 3 части 7 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2014 год поступили в сумме 478 283,7 млн. рублей с ростом на 92 537,6 млн. рублей или на 24% по сравнению с уровнем 2013 года.
В целом страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2014 год поступило 1 218 440,6 млн. рублей или 100,6% от годового планируемого объема и увеличились по сравнению с 2013 годом на 145 315,4 млн. рублей или на 13,5 процента.
Налоги на совокупный доход
Поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) составили 6,1 млн. рублей, единого сельскохозяйственного налога - 0,03 млн. рублей.
Возврат переплаты налога, взимаемого с налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.), составил 2,1 млн. рублей.
Прочие налоговые и неналоговые доходы
Доходы от размещения Фондом в 2014 году временно свободных средств на депозитных счетах в банках составили 1 340,5 млн. рублей. Размещение временно свободных средств Фонда осуществлялось в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1225 "О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования".
Доходы от компенсации затрат бюджета Фонда (дебиторская задолженности прошлых лет) составили 12,0 тыс. рублей.
Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями 48-51 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", составили 4,0 млн. рублей.
Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба зачислены в бюджет Фонда в сумме 3,6 млн. рублей.
Всего за 2014 год поступления от денежных взысканий (штрафов) и прочих поступлений в возмещение ущерба составили 7,7 млн. рублей.
Поступление задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам составило 183,1 млн. рублей в основном за счет отмененного единого социального налога (114,1 млн. рублей). Недоимка, пени и иные штрафы по страховым взносам в Фонд в связи с задолженностью, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 г., за отчетный год составили 69,0 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций прошлых лет из бюджетов территориальных фондов ОМС составили 2 026,4 млн. рублей.
Фонд в 2014 году осуществил возврат в федеральный бюджет остатков субсидий в сумме 7,2 млн. рублей по мероприятиям, реализация которых завершилась до 1 января 2013 г. (дополнительная диспансеризации работающих граждан, диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и пр.).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
Средства федерального бюджета, переданные Фонду на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей составили 28 550,0 млн. рублей. В общих доходах бюджета Фонда их доля незначительна и составляет 2,3 процента.
Расходы бюджета Фонда
На осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" полномочий по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в 2014 году бюджетам территориальных фондов ОМС предоставлены субвенции в размере 1 173 927,9 млн. рублей, что составляет 99,97% от утвержденного Федеральным законом объема, с ростом на 148 515,1 млн. рублей или 14,5% по сравнению с уровнем 2013 года. Субвенции не перечислены в полном объеме в связи с неисполнением условия, предусмотренного частью 2 статьи 4 Федерального закона, в декабре 2014 года Республикой Северная Осетия - Алания.
Нормированный страховой запас Фонда в 2014 году был сформирован в размере 119 668,9 млн. рублей. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона за счет нормированного страхового запаса уточненной сводной росписью были предусмотрены бюджетные ассигнования:
- на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в размере 2 873,0 млн. рублей;
- на осуществление единовременных компенсационных выплат в размере 2 932,5 млн. рублей;
- на предоставление федеральному бюджету иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение оказания федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральному агентству научных организаций, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и Управлению делами Президента Российской Федерации, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в размере 24 409,5 млн. рублей;
- на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования Республики Крым и города федерального значения Севастополя на финансовое обеспечение мероприятий по организации обязательного медицинского страхования, в том числе мероприятий по информатизации медицинских организаций, на территориях указанных субъектов Российской Федерации, в размере 74,6 млн. рублей.
Кассовые расходы на изготовление и доставку полисов обязательного медицинского страхования единого образца составили 2 737,3 млн. рублей. В 2014 году было изготовлено и доставлено в территориальные фонды обязательного медицинского страхования более 34 млн. штук полисов, из них электронных около 8 млн. штук, бумажных более 26 млн. штук.
Финансирование единовременных компенсационных выплат осуществлялось в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 2542-р "О распределении в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в целях осуществления в соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в порядке и на условиях, установленных статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и на основании заявок уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда обязательного медицинского страхования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "26 декабря 2013 г."
Кассовые расходы Фонда на указанные цели составили 1 664,5 млн. рублей (56,8% от бюджетных ассигнований, утвержденных уточненной сводной росписью) или на 464,4 млн. рублей меньше по сравнению с уровнем 2013 года. На работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки в 2014 году были привлечены более 3 тыс. медицинских работников.
Кассовые расходы на предоставление федеральному бюджету иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение оказания федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральному агентству научных организаций, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и Управлению делами Президента Российской Федерации, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования составили 24 409,5 млн. рублей (100% от утвержденных уточненной сводной росписью).
Кассовые расходы на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования Республики Крым и города федерального значения Севастополя составили 74,6 млн. рублей.
Финансовое обеспечение расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни".
На указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации перечислено в 2014 году согласно заявкам 17 981,8 млн. рублей (94,5% от объема, предусмотренного Федеральным законом). Общее количество родовых сертификатов, предъявленных к оплате по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, составило свыше 5,8 млн. штук.
Средства направлялись медицинскими организациями, оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, и медицинскими организациями, оказывающими стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, на оплату труда, а также на приобретение медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря, изделий медицинского назначения, медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.
Вышеуказанные мероприятия позволили укрепить материально-техническую базу женских консультаций и родильных домов в целях улучшения качества оказания медицинских услуг женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде.
Финансовое обеспечение реализации программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, предусмотренное частью 2 статьи 6 Федерального закона, в 2014 году Фондом осуществлялось в соответствии с соглашениями, заключенными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом в соответствии с порядком и на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 85. На указанные цели уточненной сводной росписью были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 52 655,7 млн. рублей.
Кассовые расходы бюджета Фонда на указанные цели составили 47 174,4 млн. рублей или 89,6% от объема, предусмотренного уточненной сводной росписью. Субсидии не перечислены в полном объеме пяти субъектам Российской Федерации - это Архангельская область, Сахалинская область, Челябинская область, Красноярский край и Республика Саха (Якутия), так как указанные субъекты Российской Федерации не выполнили в полном объеме условия, установленные правилами финансового обеспечения в 2011 - 2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 85.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2014 году составили 687,6 млн. рублей или 96,2% к утвержденным объемам Федеральным законом, из них: на содержание аппарата Фонда - 644,8 млн. рублей (96,5%), на переподготовку и повышение квалификации кадров - 8,9 млн. рублей (86,3%), на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам- 15,8 млн. рублей (96,4%), на уплату взносов в МАСО - 3,9 млн. рублей (98,2%), на реализацию соглашения с МВФ - 12,8 млн. рублей (100%), на осуществление международной деятельности - 1,4 млн. рублей (42,0%).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год"
Принятие проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год"
Принятие проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.