Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 667531-6 "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 667531-6 "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым, В.С. Селезневым, О.Н. Смолиным, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается ввести институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов, определить его правовое положение, основные задачи и компетенции.
Законопроектом также предлагается закрепить основные принципы деятельности уполномоченных по защите прав инвалидов в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов и его рабочий аппарат призваны обеспечивать гарантии государственной защиты прав и законных интересов инвалидов, соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В настоящее время деятельность по защите прав инвалидов в Российской Федерации осуществляется рядом консультативных органов, комиссий и уполномоченных должностных лиц.
В частности, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации возложено обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, включая инвалидов, рассмотрение их жалоб на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Ряд задач (функций) по вопросам защиты прав и интересов детей-инвалидов осуществляется Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
В целях реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов, в том числе обеспечения взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента от 21 августа 2012 года N 1201 образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов. Аналогичные комиссии или советы созданы при высших должностных лицах органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет отмечает, что предлагаемое введение должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов, а также уполномоченных по защите прав инвалидов в субъектах Российской Федерации приведет к дублированию их основных задач и функций с задачами и функциями уже действующих институтов.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту на выплату денежного содержания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов потребуется 2,3 млн. рублей средств федерального бюджета в год.
Полномочия по организационному, правовому, аналитическому, документационному, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов предполагается возложить на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.
В случае принятия субъектом Российской Федерации решения об учреждении должности уполномоченного по защите прав инвалидов финансирование его деятельности должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В связи с тем, что законопроект вступает в силу со дня его официального опубликования необходимо согласование его положений с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На законопроект поступило 72 отзыва законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поддержали законопроект 10 законодательных органов и 5 исполнительных органов, против высказались 16 законодательных и 36 исполнительных органов, воздержались 1 законодательный и 4 исполнительных органа.
Правительство Российской Федерации не поддерживает указанный законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы имеются замечания по законопроекту.
Счетная палата Российской Федерации данный проект федерального закона не поддерживает.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.