Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 714809-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев проект федерального закона N 714809-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 5 июля 1996 года N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" (далее - Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"), Федеральный закон от 17 декабря 1997 года N 149-ФЗ "О семеноводстве", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Концепция законопроекта направлена на установление дополнительных механизмов государственного контроля в области генно-инженерной деятельности, что является важным шагом в сфере обеспечения продовольственной и экологической безопасности.
Следует отметить, что усиление национального контроля в области генно-инженерной деятельности согласуется с международным и зарубежным опытом.
Комитет отмечает, что обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, их защиты от недоброкачественных пищевых продуктов признается стратегической целью национальной безопасности.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, (далее - Стратегия национальной безопасности) продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.
С учетом вышеуказанного положения Стратегии национальной безопасности Комитетом представляется целесообразным высказать ряд замечаний и предложений по рассматриваемому законопроекту.
В частности, согласно законопроекту Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" предлагается дополнить понятием мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы.
При этом законопроектом не определяются критерии, свидетельствующие об эффективности проведения такого мониторинга, а также организационные основы его осуществления.
Следует отметить, что редакцией законопроекта не устанавливается, какие федеральные органы исполнительной власти будут уполномочены осуществлять указанный мониторинг.
Согласно законопроекту по результатам мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, Правительство Российской Федерации вправе установить запрет на ввоз в Российскую Федерацию генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и (или) продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы.
Между тем законопроектом не определяется порядок введения указанного запрета.
Кроме того, в целях обеспечения экономической и экологической безопасности представляется возможным дополнительно проработать вопрос о закреплении случаев введения безусловного запрета на ввоз либо транзит семян и растений, полученных с применением методов генной инженерии, в том числе неспособных к воспроизводству или передаче наследственного генетического материала.
Также видится целесообразным рассмотреть вопрос об установлении на законодательном уровне необходимости ведения единого государственного реестра всех обращающихся на территории Российской Федерации видов генно-инженерно-модифицированных организмов, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, а также закрепления обязанности его официального размещения в сети "Интернет".
В соответствии со статьей 4 законопроекта КоАП предлагается дополнить статьей 6.3.1, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства в области генно-инженерной деятельности.
По мнению Комитета, в санкциях проектируемой нормы наряду с административными штрафами представляется обоснованным предусмотреть возможность применения конфискации орудий совершения административного правонарушения, дисквалификации, а также административного приостановления деятельности.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует учесть вышеуказанные предложения в виде поправок при доработке ко второму чтению.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.