Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 721715-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на повышение эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом.
В этих целях законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новым составом, предусматривающим ответственность за нарушение порядка согласования сделок по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением.
Одновременно проектом предусматривается установление ответственности за непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев законопроект, отмечает следующее.
Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 295, 296) установлено, что государственное (муниципальное) предприятие и государственное (муниципальное) учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без согласия собственника.
Порядок совершения отдельных сделок с государственным имуществом установлен постановлениями Правительства Российской Федерации. Однако ответственность за несоблюдение порядка совершения сделок с государственным или муниципальным имуществом законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Данное обстоятельство приводит к отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности в результате незаконных действий со стороны руководителей государственных (муниципальных) предприятий и учреждений. Учитывая, что предлагаемое законопроектом изменение направлено на решение обозначенной проблемы, вносимое предложение в части установления ответственности руководителей вышеуказанных предприятий и учреждений представляется обоснованным.
Кроме того, законопроектом предусматривается введение нового состава, связанного с нарушением установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 года N 1116 утвержден Порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерными обществами.
Пунктом 6 указанного Порядка отчетности предусмотрена норма, согласно которой за искажение отчетности руководители федеральных государственных унитарных предприятий и представители интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Однако до настоящего времени отсутствует механизм привлечения к ответственности вышеуказанных руководителей.
Аналогичная ситуация складывается с формированием реестра федерального имущества и реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.
Как следует из пояснительной записки, на основании данных Федерального агентства по управлению государственным имуществом формирование реестра идет замедленными темпами, что не позволяет обеспечить достоверность сведений о федеральном имуществе.
Таким образом, принятие законопроекта будет способствовать созданию необходимых условий для соблюдения порядка согласования сделок с государственным и муниципальным имуществом, закрепленным за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, реализации требований нормативных правовых актов об учете и управлении федеральным имуществом, а также завершению работы по формированию реестра федерального имущества.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 721715-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом" принять в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 20 апреля 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.