Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 804693-6 "Об образовании постоянного судебного присутствия арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об образовании постоянного судебного присутствия арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе" разработан в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в целях соблюдения конституционных прав граждан и организаций на судебную защиту и приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц и организаций, участвующих в деле, проживающих и находящихся в Ненецком автономном округе.
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ (в редакции Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 года N 8-ФКЗ) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
Арбитражный суд Архангельской области осуществляет правосудие на территории двух независимых субъектов Российской Федерации: Архангельская область и Ненецкий автономный округ. Местом расположения арбитражного суда является административный центр Архангельской области - город Архангельск.
Особенностью географического расположения города Нарьян-Мара Ненецкого автономного округа является его значительная удалённость от центральной части России, в том числе от города Архангельска (около 700 километров). Круглогодичное транспортное сообщение города Нарьян-Мара как с населёнными пунктами Ненецкого автономного округа, так и города Архангельска, осуществляется только воздушным транспортом.
По данным Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе средние расходы стороны по делу, связанные с обеспечением участия представителя в судебных заседаниях арбитражного суда Архангельской области, с учётом участия в предварительном заседании и заседании по существу, составляют от 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей (авиаперелёт и проживание). Участие в судебных процессах с учётом особенностей транспортного сообщения составляет несколько дней.
Необходимость несения подобных судебных расходов и потеря рабочего времени снижает привлекательность судебных инструментов разрешения споров для экономических субъектов. В ряде случаев само разрешение вопроса о возмещении судебных расходов по делу, которые являются весьма значительными, оборачивается для сторон новым конфликтом.
В соответствии со статьёй 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Согласно статистическим данным количество поступивших в арбитражный суд Архангельской области исковых заявлений (заявлений), по которым ответчиками являлись юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Ненецкого автономного округа, составило в 2009 году - 705 (из 20 851 по суду), в 2010 году - 757 (из 14 950 по суду), в 2011 году - 590 (из 11 986 по суду), в 2012 году - 745 (из 17 472 по суду), в 2013 году - 830 (из 14 696 по суду).
Для сравнения в течение 2010 года в постоянное судебное присутствие арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре поступило 1 157 исковых заявлений (заявлений), в 2011 году - 1 031, в 2012 году - 1 070, в 2013 году - 936.
Таким образом, необходимость образования постоянного судебного присутствия арбитражного суда Архангельской области в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа обусловлена объективными причинами, в том числе вступлением в силу Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 года N 8-ФКЗ, которым внесены изменения в статью 35 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Принятие указанного законопроекта позволит приблизить правосудие к субъектам экономического спора, окажет положительное влияние на деловой климат в регионе, станет важной вехой в укреплении законности и предупреждении правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на территории Ненецкого автономного округа, повысит авторитет судебной власти и создаст более доступный механизм защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об образовании постоянного судебного присутствия арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе"
Принятие проекта федерального закона "Об образовании постоянного судебного присутствия арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансовое обеспечение организационных мероприятий, связанных с размещением постоянного судебного присутствия арбитражного суда Архангельской области в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа, предполагается осуществлять за счёт средств, выделяемых Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации из федерального бюджета на материально-техническое обеспечение деятельности арбитражных судов без изменения лимитов бюджетных ассигнований в рамках текущего финансирования, при этом размещение постоянного судебного присутствия арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе предлагается осуществить в здании Суда Ненецкого автономного округа на безвозмездной основе.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об образовании постоянного судебного присутствия арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе"
Принятие федерального закона "Об образовании постоянного судебного присутствия арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.