Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 711831-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(в части перераспределения полномочий органов местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов по решению вопросов местного значения)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 26 февраля 2015 года (протокол N 225, пункт 30) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 711831-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в 19 законодательных актов Российской Федерации, в частности, в Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ряд других, направленные на приведение положений, устанавливающих полномочия органов местного самоуправления, в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). Законопроектом предусматривается перераспределить полномочия между органами местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов, а также урегулировать ряд вопросов, связанных с образованием новых типов муниципальных образований - городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
Статьей 1 законопроекта вносятся изменения в статью 40 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - Закон о культуре), устанавливающей полномочия органов местного самоуправления в области культуры. Указанными изменениями предлагается полномочия, определенные частью 1 статьи 40 Закона о культуре, закрепить только за органами местного самоуправления городского поселения, а часть вторую данной статьи дополнить нормой, согласно которой органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия, установленные частью первой, на территории сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Однако такое полномочие в области культуры, как создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, установленное в части 1 статьи 40 Закона о культуре, также относится и к вопросам местного значения сельских поселений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Тем самым, проектируемое изменение в части перераспределения полномочий в области культуры между городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом входит в противоречие с содержанием вопросов местного значения сельских поселений, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, и требует корректировки.
В подпункте "а" пункта 1 статьи 2 законопроекта следует уточнить, что принятие решения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию сельского поселения, осуществляется главой муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, что будет соответствовать части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Статьей 7 законопроекта предлагается внести изменение в Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Однако следует отметить, что внесенные указанным федеральным законом изменения в Земельный кодекс Российской Федерации вступили в силу с 1 марта 2015 года. Тем самым, по мнению Комитета, представляется целесообразным проектируемые изменения вносить непосредственно в пункт 1 части 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 11 законопроекта предлагается внести изменения в часть 2 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений будет относиться и предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования на территории сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и на межселенной территории. Вместе с тем, в силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ иные вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В связи с чем, предлагаемое авторами законопроекта полномочие может быть отнесено исключительно к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Учитывая, что частью 2 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации устанавливаются полномочия не только органов местного самоуправления муниципальных районов, но и органов местного самоуправления городских округов, в целях разграничения полномочий в области водных отношений между указанными органами местного самоуправления редакция проектируемых изменений требует уточнения и соответствующей корректировки.
Следует также отметить, что пунктом 2 статьи 13 законопроекта вносятся изменения в статью 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ), определяющей, в собственности каких муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги.
Согласно проектируемым изменениям автомобильные дороги местного значения могут находиться в собственности городских поселений, муниципальных районов и городских округов. Вместе с тем, согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. При этом в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Тем самым, необходимо учитывать, что в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, автомобильные дороги могут находиться в собственности сельского поселения.
Кроме того, исходя из редакции подпункта "б" пункта 4 и подпункта "в" пункта 5 статьи 13 законопроекта неясно, какими органами будут осуществляться полномочия в области дорожной деятельности в границах населенных пунктов сельских поселений в случае, если законами субъекта Российской Федерации эти полномочия не будут закреплены за сельскими поселениями.
В подпункте "б" пункта 9 статьи 13 законопроекта необходимо уточнить, что выдача специального разрешения осуществляется органом местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, что будет соответствовать части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Также необходимо отметить, что изменения, предлагаемые статьей 14 законопроекта в Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", следует также внести в статью 16.6-2 данного Федерального закона, а изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (статья 16 законопроекта) - в статью 6.1 указанного Федерального закона.
Кроме того по тексту законопроекта имеется рад замечаний лингвостилистического и юридико-технического характера.
Вместе с тем, по мнению Комитета, указанные замечания и предложения могут быть доработаны и учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе поддержать концепцию проекта федерального закона N 711831-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.