Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту Федерального закона N 313495-6 "О внесении изменения в статью 123 Трудового кодекса Российской Федерации" (о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска родителям (опекунам, попечителям, приемным родителям), имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, в удобное для них время) (внесен Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 123 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающее обязанность работодателя предоставлять родителям (опекунам, попечителям, приемным родителям), имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск по их желанию в удобное для них время.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, на практике возникают ситуации, при которых предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работнику, имеющему ребенка-инвалида, обусловлено необходимостью осуществления длительного ухода за больным ребенком, в том числе в период пребывания его на санаторно-курортном лечении в рамках предусмотренной индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в связи с чем не представляется возможным спланировать ежегодный оплачиваемый отпуск заранее.
При отказе работодателя родителям, имеющим ребенка-инвалида, в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска исключается возможность осуществления ухода за больным ребенком, в том числе и его сопровождения на санаторно-курортное лечение.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений в Кодекс будет способствовать реализации конституционных положений по защите государством материнства и детства.
В соответствии с Кодексом и иными федеральными законами отдельным категориям работников (женщинам перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него; работникам в возрасте до восемнадцати лет; работника, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев, супругам военнослужащих и др.) ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.
Кодексом (статья 262) определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Кроме того, статьей 263 Кодекса определено, что коллективным договором в отношении работников, имеющих ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.
Учитывая, что в целях реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) должны обеспечиваться последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, а также что длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет для детей-инвалидов 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней (статья 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"), принятие предлагаемого изменения статьи 123 Кодекса будет способствовать созданию благоприятных условий для родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей), имеющих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, повысит возможности несовершеннолетних детей-инвалидов в получении своевременного и качественного санаторно-курортного лечения.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 17 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв. Мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечает, что замечаний концептуального характера по проекту федерального закона не имеется.
Правительство Российской Федерации поддерживает проект федерального закона.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (комитет - соисполнитель) концептуально поддерживает законопроект с учетом некоторых замечаний.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона поддерживают.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает проект федерального закона N 313495-6 "О внесении изменения в статью 123 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.