Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 511633-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации и проведения всероссийского дня свободной торговли", внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Предлагаемые проектом изменения в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривают установление всероссийского дня свободной торговли, в течение которого в специально отведенных местах будет осуществляться продажа "любым гражданином Российской Федерации любого имущества, произведенных им продуктов, товаров бытового и иного назначения" (пункт 1 статьи 1 проекта). В связи с этим обращаем внимание на то, что указанный Федеральный закон определяет основы государственного регулированием торговой деятельности, являющейся видом предпринимательской деятельности, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 1 проекта федерального закона предлагается отнести к полномочиям органов местного самоуправления выделение специально отведенных мест для осуществления торговли во всероссийский день свободной торговли, установление требований к организации и проведению такого дня, а также требований к местам торговли. Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. При этом в части 3 статьи 17 указанного Федерального закона содержится закрытый перечень мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта на товары, приобретенные во всероссийский день свободной торговли, не распространяются положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В связи с этим следует иметь в виду, что требования указанного Закона связаны с правами потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
Положение подпункта "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта, предусматривающее возможность установления Правительством Российской Федерации перечня товаров, запрещенных к реализации во всероссийский день свободной торговли, необходимо соотнести с пунктом 1 статьи 1 законопроекта, в соответствии с которым разрешается продажа любых товаров, кроме тех, производство и продажа которых осуществляется по специальному разрешению, товаров, купля-продажа которых подлежит государственной регистрации, а также товаров, которые запрещены к обращению на территории Российской Федерации.
Согласно статье 2 законопроекта дополняется перечень вопросов местного значения, в том числе вопросом местного значения муниципальных районов по созданию условий для проведения всероссийского дня свободной торговли. При этом статьей 1 законопроекта все полномочия, связанные с проведением всероссийского дня свободной торговли, предусмотрены только для городских, сельских поселений и городских округов.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.