Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 618149-6 "О внесении изменений в статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации" (о расширении перечня оснований установления запрета на занятие педагогической деятельностью) внесен депутатами Государственной Думы А.С. Старовойтовым, О.Ю. Баталиной, М.В. Тарасенко, В.В. Трапезниковым, И.В. Соколовой, М.А. Моисеевым, М.А. Щепиновым, В.С. Вшивцевым
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 618149-6 предлагается расширить круг лиц, для которых установлен запрет на занятие педагогической деятельностью и трудовой деятельностью с участием несовершеннолетних. С этой целью предлагается дополнить содержащиеся в статьях 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) перечни ограничений на занятие, соответственно, педагогической деятельностью и трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, включив в них лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступление, предусмотренное статьей 354.1 "Реабилитация нацизма" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Статья 354.1 внесена в УК РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с данной статьей под действиями по реабилитации нацизма понимаются:
отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично;
распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично.
В пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту отмечается, что его целью является недопущение лиц, совершивших действия, направленные на реабилитацию нацизма (если эти действия установлены в законном порядке), к воспитанию и обучению других людей, в том числе несовершеннолетних. Также законопроектом предлагается не допускать указанных лиц к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Концепция предложенного законопроекта заслуживает внимания и поддержки.
В то же время, в поступивших отзывах имеются отдельные замечания к тексту законопроекта и предложения по его доработке.
Например, в официальном отзыве Правительства Российской Федерации отмечается, что в действующей редакции статей 331 и 351.1 ТК РФ перечни преступлений, судимость за которые является основанием для недопущения лица к педагогической и иной трудовой деятельностью, связанной с несовершеннолетними, сгруппированы по наименованиям глав, а не статей УК РФ. В ряде отзывов предлагается в связи с этим рассмотреть вопрос об установлении запрета осуществлять определенные виды деятельности в отношении лиц, подвергавшихся уголовному преследованию не только за преступление, предусмотренное статьей 354.1 "Реабилитация нацизма", но и за преступления, предусмотренные в целом Главой 34 УК РФ ("Преступления против мира и безопасности человечества").
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы также отмечается, что предлагаемые проектные изменения следует согласовать с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Постановлении от 18 июля 2013 года N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 ТК РФ в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы", в части обязательного и безусловного прекращения трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую или иную профессиональную деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, если это лицо подвергается уголовному преследованию за указанные в абзаце третьем части второй статьи 331 и статье 351.1 ТК РФ преступления, до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу.
Указанные замечания к тексту законопроекта, тем не менее, не затрагивают его концепцию, имеют формально-юридический характер и могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Также при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо будет соотнести его текст с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 489-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который был принят в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 19-П, и внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 19 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает рассматриваемый проект федерального закона.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 618149-6 "О внесении изменений в статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.