Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 809396-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам муниципального контроля"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам муниципального контроля" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере муниципального контроля.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в качестве основного принципа защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля закрепляет недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Вместе с тем анализ законодательства Российской Федерации в сферах использования и охраны недр, организации деятельности розничных рынков, торговой деятельности свидетельствует о нарушении данного принципа, когда контроль за исполнением одних и тех же требований одновременно возлагается на органы местного самоуправления (муниципальный контроль) и органы государственной власти (государственный контроль (надзор)).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 294-ФЗ муниципальным контролем является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение" на: территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.
Отдельные виды муниципального контроля установлены в отраслевых федеральных законах, но не предусмотрены в перечнях вопросов местного значения, закрепленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о местном самоуправлении).
Согласно статье 2 Федерального закона о местном самоуправлении вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
При этом перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон о местном самоуправлении (статья 18 Федерального закона о местном самоуправлении).
С учетом изложенного законопроектом предлагается:
1) исключить отдельные излишние виды муниципального контроля, а именно:
муниципальный контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (муниципальный контроль в сфере недропользования);
муниципальный контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках (далее - муниципальный контроль на розничных рынках);
муниципальный контроль в сфере торговой деятельности;
2) закрепить в перечнях вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом о местном самоуправлении, осуществление муниципального контроля за соблюдением законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции (далее - муниципальный контроль в сфере розничной продажи алкогольной продукции).
1. Пунктом 14 статьи 4 и статьей 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусмотрено осуществление государственного надзора за геологическим изучением,, рациональным использованием и охраной недр в рампах федерального государственного надзора и регионального государственного надзора.
Пунктом 5 статьи 5 Закона о недрах к компетенции органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования отнесен муниципальный контроль в сфере недропользования.
Законом о недрах не определен уровень муниципального образования, уполномоченный осуществлять данный муниципальный контроль.
Федеральным законом о местном самоуправлении указанный вид муниципального контроля не отнесен к вопросам местного значения.
При этом согласно статье 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный экологический надзор включает в себя в том числе государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Данный вид надзора осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, отсутствует необходимость сохранения в Законе о недрах положений, предусматривающих осуществление муниципального контроля в сфере недропользования, поскольку проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в данной сфере осуществляется в рамках федерального государственного надзора и регионального государственного надзора.
В направленном Министерством экономического развития Российской Федерации в адрес исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации докладе "Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)" (письмо от 6 июля 2012 года N 13632-ОФ/Д09и) содержится предложение об исключении из компетенции органов местного самоуправления муниципального контроля в сфере недропользования.
Законопроектом предлагается исключить из компетенции органов местного самоуправления муниципальный контроль в сфере недропользования.
2. Частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о розничных рынках) предусмотрено, что контроль за соблюдением требований, установленных данным Федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Федеральным законом о розничных рынках к ведению органов местного самоуправления отнесено определение количества торговых мест, подлежащих предоставлению на универсальном рынке отдельным категориям лиц, при формировании и утверждении управляющей рынком компанией схемы размещения торговых мест на универсальном рынке (статья 15 Федерального закона о розничных рынках).
Схема размещения торговых мест подлежит согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Частью 1 статьи 14.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за разработку и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с соответствующими федеральными органами государственной власти.
Контроль за соответствием схемы размещения торговых мест на универсальном рынке осуществляется в рамках федерального государственного контроля федеральным органом государственной власти (Роспотребнадзором).
Роспотребнадзор предлагает исключить данный вид муниципального контроля из компетенции органов местного самоуправления.
Отдельные субъекты Российской Федерации поддерживают названную инициативу.
С учетом изложенного законопроектом предлагается исключить из компетенции органов местного самоуправления муниципальный контроль на розничных рынках.
3. Согласно статье 10 и части 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов, осуществляют муниципальный контроль в сфере торговой деятельности.
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Контроль за исполнением требований, предъявляемых к организации и деятельности торговых объектов, осуществляется Роспотребнадзором в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания).
Роспотребнадзор предлагает исключить данный вид муниципального контроля из компетенции органов местного самоуправления.
Отдельные субъекты Российской Федерации поддерживают названную инициативу.
С учётом изложенного законопроектом предлагается исключить из компетенции органов местного самоуправления муниципальный контроль в сфере торговой деятельности.
4. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 и пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" органы местного самоуправления:
определяют границы прилегающих к некоторым организациям и объектам (детские, образовательные, медицинские организации, объекты спорта, рынки, вокзалы, аэропорты, объекты военного назначения) территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции; в пределах своей компетенции осуществляют муниципальный контроль в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Таким образом, предметом данного вида муниципального контроля является соблюдение хозяйствующими субъектами при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции установленных органами местного самоуправления границ территорий, прилегающих к организациям и объектам.
Федеральный закон о местном самоуправлении не относит к вопросам местного значения этот вид муниципального контроля.
С учетом изложенного законопроектом предлагается отнести к вопросам местного значения городских и сельских поселений, а также городских округов осуществление муниципального контроля в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам муниципального контроля"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам муниципального контроля" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам муниципального контроля"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам муниципального контроля" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.