Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 809386-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на установление обязанности иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации, иметь полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного принимающей (приглашающей) стороной, работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному гражданину платных медицинских услуг. Также предлагается установить административную ответственность за нарушение сроков оформления, отсутствие договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо документов, подтверждающих право на получение медицинской помощи, в размере, установленном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящее время федеральным законодательством обязательному медицинскому страхованию подлежат только иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации.
Для иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации на основании визы, согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" гарантом медицинского обеспечения выступает приглашающая сторона.
С принятием Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 409-ФЗ "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства" иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность на территории Российской Федерации, обязан иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг.
Одновременно названным Федеральным законом установлено, что договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Таким образом, указанные правовые нормы распространяются только на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации.
Остальные же категории иностранцев, пребывающие с иными целями в Российской Федерации, в соответствии с действующим федеральным законодательством обязательному медицинскому страхованию не подлежат.
Депутаты Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея в своей законодательной инициативе предлагают ликвидировать данный пробел в действующем федеральном законодательстве и установить для всех категорий иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации, обязательное наличие действующего на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного принимающей (приглашающей) стороной, работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг, обеспечивающих оказание ему первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, а также установить ответственность за нарушение сроков оформления и отсутствие договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо документов, подтверждающих право на получение медицинской помощи.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.