Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 812345-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)"
Досье на проект федерального закона
Практика применения института досудебного соглашения о сотрудничестве, введенного Федеральным законом от 29.06.2009 N 141-ФЗ, показала, что он нуждается в совершенствовании.
Законопроектом предлагается предусмотреть возможность заключения досудебного соглашения о сотрудничестве с лицом, которое готово изобличить не только соучастников, но и иных лиц, совершивших преступления, которые не связаны с инкриминируемым ему деянием (изменения в статьи 317.1, 317.5, 317.6, 317.7 УПК РФ).
Практика показала, что роль прокурора при осуществлении полномочий по рассмотрению ходатайств о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве должна быть более существенна. С целью проверки законности и обоснованности принятых следователем или руководителем следственного органа решений об отказе в удовлетворении ходатайства подозреваемого или обвиняемого о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, необходимо предоставить прокурору право истребовать материалы не только уголовного дела, но и проверки сообщения о преступлении. Последнее имеет место, если подозреваемый или обвиняемый сообщает сведения не о преступлении, по которому он привлекается к уголовной ответственности, а об иных преступлениях, по которым пока проводится доследственная проверка.
Статьи 37 и 317.1 УПК РФ предлагается дополнить соответствующими нормами о праве прокурора истребовать указанные материалы и обязанностями следователя или руководителя следственного органа их предоставить прокурору в срок не позднее 5 суток с момента получения запроса.
Правоприменительная практика показывает, что раздельное рассмотрение уголовных дел в отношении соучастников преступления и лица, заключившего досудебное соглашение, нередко препятствует всесторонности и объективности принятия решения по существу. Этим обусловлены расхождения в приговорах в отношении лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, и соучастников преступления в части квалификации содеянного, объема обвинения и других существенных обстоятельств. В этой связи законопроект устанавливает возможность расследовать уголовное дело в отношении всех лиц, совершивших преступление, и выделения уголовного дела с согласия прокурора в отдельное производство в отношении лица, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Поскольку в принятии решения о заключении досудебного соглашения ведущая роль принадлежит прокурору, именно ему должно быть предоставлено право разрешать вопрос, в каком порядке будет расследоваться уголовное дело - в отношении всех соучастников преступления, либо раздельно в отношении лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, и в отношении иных лиц, которые им изобличаются. Решение прокурора принимается с учетом всех обстоятельств по делу, в том числе наличия реальной угрозы безопасности лица, сотрудничающего со следствием (изменения в пункт четвертый части первой статьи 154 УПК РФ).
Проект затрагивает также ситуации, когда подозреваемый или обвиняемый не выполняет обязательства досудебного соглашения о сотрудничестве. В 2014 году прокурорами заключено 3475 соглашений, при этом в каждом десятом случае прокуроры отказались от внесения представлений об особом порядке проведения судебного заседания в отношении обвиняемых, с которыми были заключены досудебные соглашения о сотрудничестве. В некоторых регионах страны (например, Свердловская, Челябинская области) этот показатель в два раза выше.
Нередко лица, заключившие соглашения о сотрудничестве, сообщают о тех, кого невозможно привлечь к уголовной ответственности (например, в связи с их смертью, безвестным отсутствием), либо сообщают только о своем участии в совершении преступления. В этой связи прокурор, наделенный правом заключать досудебное соглашение о сотрудничестве (статья 317.3 УПК РФ), должен обладать правом прекращать соглашение. Соответствующее изменение вносится в статью 317.4 УПК РФ.
Поскольку законопроектом предусмотрена возможность не выделять в отдельное производство уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, уголовное дело в отношении всех соучастников будет рассматриваться в общем порядке, установленном главами 35 - 39 УПК РФ. Поэтому вопрос о выполнении условий досудебного соглашения о сотрудничестве на основании статьи 299 УПК РФ должен найти отражение при постановлении приговора. Государственный обвинитель в суде должен подтвердить содействие подсудимого следствию, а также разъяснить суду, в чем именно оно выразилось. В связи с этим проектом вносятся изменения в часть первую статьи 299 УПК РФ.
Известны также случаи, когда лицо, заключившее досудебное соглашение о сотрудничестве, отказывается от выступления в качестве свидетеля в судебном заседании по делу о соучастниках преступления и (или) участников иных преступлений, хотя это вытекает из его обязательства в рамках досудебного соглашения, либо отказывается от ранее данных показаний. Исходя из этого, закон должен содержать положения о возможных последствиях несоблюдения этого обязательства, а также об обязанности прокурора разъяснять подозреваемому или обвиняемому, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу при отказе от них, и о пересмотре приговора, если тот умышленно сообщит ложные сведения или умышленно скроет от следствия или суда какие-либо существенные сведения, не выполнит обязательства досудебного соглашения о сотрудничестве, и о том, что он будет привлечен в качестве свидетеля к участию в уголовном деле в отношении соучастников преступления и иных лиц, совершивших преступление (проектируемая часть вторая.2 статьи 317.3 УПК РФ).
Необходимые изменения вносятся также в статьи 389.15, 401.6, 401.15, 412.9 УПК РФ, предусмотрев в них в качестве основания для пересмотра приговора в апелляционном, кассационном и надзорном порядке невыполнение осужденным обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.
Принятие проекта федерального закона не потребует приостановления, изменения или принятия дополнительных актов федерального законодательства, а его реализация - дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.