Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 811646-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" направлен на реализацию изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, совершенствование процедур администрирования доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, государственного (муниципального) контроля.
1. Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в Налоговом кодексе Российской Федерации устанавливаются положения о местных сборах.
При этом часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополняется положениями о торговом сборе, который устанавливается в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе законами указанных субъектов Российской Федерации. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.
В целях обеспечения зачисления торгового сбора в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) предлагается внести соответствующие изменения, предусматривающие зачисление торгового сбора в соответствующие региональные бюджеты.
2. В целях урегулирования вопросов признания неуплаченных платежей в бюджет безнадежными к взысканию предлагается дополнить главу 6 Кодекса новой статьей, устанавливающей перечень оснований для признания безнадежными к взысканию неуплаченных административных штрафов и иных платежей в бюджет, не являющихся налогами и сборами, таможенными платежами, страховыми взносами.
Данные положения позволят в указанных случаях администраторам доходов бюджетов прекратить инициировать взыскание неуплаченных юридическими и физическими лицами в установленный срок платежей, которые должны были в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации поступить в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (платежей в бюджет), и списать в учете числящуюся за указанными лицами (плательщиками платежей в бюджет) задолженность.
Также по аналогии со статьей 4 Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается признать безнадежными к взысканию административные штрафы, не уплаченные по состоянию на 1 января 2015 г. юридическими лицами, которые отвечают признакам недействующего юридического лица
3. Законопроектом предусматривается дополнение бюджетных полномочий отдельных участников бюджетного процесса положениями, предусматривающими:
1) утверждение главными администраторами доходов бюджетов методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет;
2) утверждение главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета методик прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета;
3) включение в состав полномочий администратора доходов бюджетов полномочия по принятию решений о признании безнадежным к взысканию и списанию в учете платежа в бюджет.
Данные положения позволят повысить качество прогнозирования доходов бюджетов, поступлений по источникам финансирования дефицитов бюджетов.
4. Законопроект направлен на совершенствование условий осуществления государственного (муниципального) финансового контроля и усиления его роли в бюджетном процессе.
Предлагается внести изменения, позволяющие органам государственного (муниципального) финансового контроля осуществлять контроль за:
1) достижением главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты, целевых показателей (индикаторов) и заданных результатов их использования;
2) соблюдением юридическими лицами условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также государственных (муниципальных) контрактов;
3) соблюдением юридическими лицами целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц.
Также в соответствии с законопроектом государственный (муниципальный) финансовый контроль проводится в отношении всех стадий бюджетного процесса, осуществляемого финансовыми органами, главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, а не ограничивается контролем только за использованием бюджетных средств.
Законопроектом предлагается обеспечить возможность реализации полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по анализу осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, обязав их предоставлять информацию и документы, запрашиваемые соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. При этом органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля не являются объектами такого контроля.
Законопроектом также предлагается предусмотреть обязанность объектов контроля не воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, ответственность за нарушение которой предусмотрена статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятие законопроекта позволит положения Кодекса привести в соответствие с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", затрагивающих полномочия Счетной палаты Российской Федерации и порядок составления и направления объектам контроля представлений и предписаний Счетной палаты Российской Федерации.
Предусмотренный Кодексом в настоящее время порядок составления и направления объектам контроля представлений и предписаний действует только в отношении органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а в отношении органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля действует порядок, предусмотренный Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Кроме того, в связи с проблемами в правоприменительной практике предлагается приостановить применение бюджетной меры принуждения в виде назначения уполномоченного по бюджету до вступления в действие новой редакции Кодекса.
Исполнение части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств (составление и исполнение бюджетной сметы, принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств, доведение лимитов бюджетных обязательств) осуществляется в увязке с основной (отраслевой) деятельностью получателя бюджетных средств. Передача таких полномочий повлечет вмешательство лица, которому они переданы, в оперативную деятельность соответствующего государственного органа, учреждения.
При этом, в случае допущения финансовым органом нарушения исполнения им полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств невозможно обеспечить независимость уполномоченных должностных лиц финансового органа от объекта контроля.
В дальнейшем предлагается заменить данную меру на введение жестких условий санкционирования оплаты денежных обязательств нарушителей, осуществляемого органами Федерального казначейства.
5. Законопроектом уточняются положения статьи 236 Кодекса, устанавливающие требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться временно свободные средства бюджетов субъектов Российской Федерации. Предполагается, что субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям, помимо тех, которые устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. N 1121 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах".
В соответствии с законопроектом в состав операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета предлагается включить размещение средств на депозитах в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), что позволит расширить для Федерального казначейства круг участников данных операций, а также создать для Внешэкономбанка дополнительный источник привлечения ресурсов и увеличить финансирование инвестиционных проектов в соответствии с целями и задачами создания Внешэкономбанка, установленными Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития".
6. Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" предусматривается, что с 1 января 2016 г. должен быть признан утратившим силу абзац третий пункта 4 статьи 217 Кодекса, в соответствии с которым при составлении и ведении сводной бюджетной росписи федерального бюджета ее показатели утверждаются по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета.
В целях повышения прозрачности составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета статьей 3 законопроекта предлагается исключить данные изменения, что позволит сохранить действующий формат состава ее показателей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" потребует внесения изменений в Федеральный закон "О банке развития", предусматривающих возможность размещения средств федерального бюджета на депозитах во Внешэкономбанке.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О банке развития" будет внесен отдельно Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует подготовки следующих проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
1. Проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об общих требованиях к порядкам принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет", которое должно определять требования к методологии нормативных правовых актов главных администраторов доходов бюджетов, в соответствии с которыми администраторы доходов бюджетов должны принимать решения о признании не уплаченных в установленный срок платежей, числящихся за отдельными плательщиками, безнадежными к взысканию, определять документы, которые должны считаться достоверными для принятия таких решений.
2. Проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об общих требованиях к методикам прогнозирования поступлений доходов в бюджет", которое должно определять требования к нормативным правовым актам главных администраторов доходов бюджетов, применяемых для составления и обоснования прогноза поступлений администрируемых ими доходов.
3. Проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об общих требованиях к методикам прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета", которое должно определять требования к нормативным правовым актам главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов, применяемых для составления и обоснования прогноза поступлений администрируемых ими источников финансирования дефицитов бюджетов.
4. Проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995", принятие которого необходимо для реализации федеральными органами государственной власти (государственными органами), осуществляющими бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, полномочий по принятию указанных нормативных правовых актов.
Срок подготовки проектов указанных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации - 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.