Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 809925-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения" подготовлен в развитие положений Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения" и направлен на повышение эффективности системы реагирования на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и возникающие чрезвычайные ситуации и создание дополнительных условий для своевременного оповещения и оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях через сети связи и средства массовой информации.
Законопроект дополняет Федеральный закон "О связи" статьей 66.1 Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях. В рамках указанной статьи конкретизируется обязанность операторов связи по обеспечению передачи до пользователей услугами связи, а в случае оказания услуг связи для целей эфирного и кабельного вещания - передачу в эфир, сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Необходимо отметить, что оповещение носит экстренный характер и требует незамедлительных действий, поскольку оно связано с сиюминутно возникшей или возникающей угрозой жизни и здоровью населения. В связи с этим на оператора и возлагается обязанность провести оповещение своих пользователей услуг связи в зоне экстренного оповещения в кратчайшие сроки и на безвозмездной основе.
Помимо оповещения, законопроект предусматривает возможность организации на основе заключенных с уполномоченными органами возмездных договоров информирования пользователей услугами связи о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
Указанный порядок доведения информации осуществляется оператором связи при отсутствии чрезвычайной ситуации или реальной угрозы, носит профилактический характер и направлен на повышение уровня информирования и готовности населения к чрезвычайным ситуациям.
Предлагаемая законопроектом статья 66.1 также обязывает операторов связи при наличии технической возможности предоставлять объекты своей инженерной инфраструктуры для размещения и подключения устройств системы оповещения и доведения сигналов оповещения и передачи сигналов оповещения и экстренной информации до этих устройств. Данная норма обеспечит увеличение площади распространения сигналов оповещения за счет использования объектов инженерной инфраструктуры операторов связи для размещения устройств системы оповещения и доведения сигналов оповещения и экстренной информации до этих устройств, повысив тем самым эффективность системы оповещения населения.
Законопроект определяет новых подход к возмещению операторам связи расходов, понесенных при оповещении и информировании своих пользователей. Это, в частности, вызвано необходимостью введения различия в покрытии расходов операторов связи, связанных с оповещением и с информированием пользователей услугами связи.
Необходимо отметить, что предусматриваемые законопроектом обязанности для операторов связи не являются новеллами. Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ перечень обязанностей, возлагаемых на предприятия, учреждения и организация независимо от их организационно-правовой формы (статья 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") был дополнен подпунктом "и)" следующего содержания:
"и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.".
Одновременно с этим, статья 66 Федерального закона "О связи" (Приоритетное использование сетей связи и средств связи) устанавливает следующее:
1. При угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определенных законодательством Российской Федерации, уполномоченные государственные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, имеют право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, а также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи.
2. Операторы связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человека на воде, на земле, в воздухе, космическом пространстве, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, об эпидемиях, эпизоотиях и о стихийных бедствиях, связанным с проведением неотложных мероприятий в области государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Таким образом, законопроект лишь конкретизирует и уточняет существовавшую ранее обязанность, создавая необходимые механизмы правового регулирования для полноценного применения данной нормы на практике.
Внесение изменений в статью 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" обусловлено необходимостью уточнения перечня органов власти, которые в соответствии с возложенными на них статьей 11 Федерального закона "О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" полномочиями по осуществлению информирования населения о чрезвычайных ситуациях вправе требовать от редакций средств массовой информации незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) экстренную информацию об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и не повлечет увеличения расходов иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием указанного Федерального закона не потребуется.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения" потребует принятия следующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации:
- постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения об использовании сетей связи и средств связи для целей оповещения населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС", планируемый срок внесения акта в Правительство Российской Федерации - III квартал 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.