Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 810415-6 "О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" предполагает дополнение части 1 статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации пунктом, в соответствии с которым может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Необходимость внесения изменения обусловлена практикой применения органами внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) и особенностями профилактической работы с лицами, судимыми за преступления небольшой тяжести.
Так, статьей 108 УПК РФ установлена мера пресечения в виде заключения под стражу, применяемая по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
На основании статьи 97 УПК РФ избрание меры пресечения возможно при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:
1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Заключение под стражу - одна из самых распространенных мер пресечения, представляет собой физическую изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества, содержание его под стражей в специально для этого предназначенных учреждениях на период проведения предварительного следствия. Так, лицо может быть заключено под стражу только тогда, когда иные меры пресечения для достижения целей уголовного судопроизводства в силу разных причин неэффективны.
На практике органы внутренних дел сталкиваются с проблемой невозможности применения заключения под стражу лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость по преступлениям небольшой тяжести, то есть за которые установлено наказание до трех лет лишения свободы. Так, с одной стороны, у дознавателя (следователя) имеются все основания предполагать, что лицо может продолжать заниматься преступной деятельностью, а с другой - исключительных оснований для заключения его под стражу, предусмотренных статьей 108 УПК РФ, не имеется.
Например, отказывая в поддержании ходатайства дознавателя ОД УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга о применении к подозреваемому А., имеющему непогашенную судимость за совершение трех эпизодов квалифицированных краж, меры пресечения в виде заключения под стражу по соответствующему уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (изъяты 2 свертка со смесью, содержащей героин), заместитель районного прокурора указал, что личность подозреваемого установлена, преступление относится к категории деяний небольшой тяжести, а исключительных оснований, предусмотренных статьей 108 УПК РФ, не имеется.
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга, отказав в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения подозреваемому в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 228 УК РФ, М. (ранее судимому за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 УК РФ) по уголовному делу N 002, указал, что М. имеет постоянное место жительства в Санкт-Петербурге, где проживает с женой и с ребенком, работает неофициально, не намерен скрываться от органов дознания и суда, его личность установлена, а факт того, что он подозревается в совершении преступления небольшой тяжести, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, находясь под административным надзором, а также имеет неснятые и непогашенные судимости, не является обстоятельством, предусмотренным частью 1 статьи 108 УПК РФ, дающим основание для избрания в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
При этом следует отметить, что изложенная выше позиция прокуратуры и суда полностью соответствует действующему законодательству, однако, не соответствует целям уголовного судопроизводства и профилактики преступности в Санкт-Петербурге и в Российской Федерации.
Данная ситуация стала возможной после внесения в статью 108 УПК РФ изменений, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 309-ФЗ, устанавливающих, что заключение под стражу применяется за совершение деяний, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трёх лет, вместо установленных ранее двух лет, а также внесения в часть 2 статьи 15 УК РФ изменений, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ, устанавливающих, что преступлениями небольшой тяжести признаются деяния, за которые максимальное наказание не превышает трёх лет лишения свобод (ранее - двух лет).
Указанное исключает заключение под стражу ранее судимых лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, в случаях, когда отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 1 статьи 108 УПК РФ.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством возможно заключение под стражу ранее не судимого лица, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, которым нарушена избранная мера пресечения, например, домашний арест, при выходе лица из дома, если есть основания полагать, что он может скрыться от следствия и суда. Однако не может быть заключено под стражу ранее судимое за квалифицированную кражу (ч. 2 ст. 158 УК РФ) лицо, подозреваемое в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ (аналогичное первому примеру), даже при условии, что оно может продолжать заниматься преступной деятельностью и скрыться от следствия и суда.
В целях соблюдения принципов соразмерности применяемых мер, равенства перед законом и судом, установленного статьей 19 Конституции Российской Федерации, полагаем необходимым дополнить часть 1 статьи 108 УПК РФ пунктом 5 следующего содержания:
"5) имеет непогашенную или неснятую судимость.".
Актуальность внесения изменения обусловлена тем, что статьей 97 УПК РФ органам предварительного расследования, прокурору и судье предписывается предвидеть возможные последствия несвоевременного применения мер пресечения к лицу, обвиняемому в совершении преступления, особенно склонному к продолжению преступной деятельности. Факт совершения ранее судимым лицом новых преступлений напрямую свидетельствует о наличии у него антиобщественных установок, сложно расторгаемых социальных связей (нет родных, близких, работы), уклонение его от включения в позитивные общественные отношения, ожидание им лишения свободы на долгие годы, что повышает вероятность побега и продолжения преступной деятельности.
Предлагаемое изменение УПК РФ корреспондируется с положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога", в соответствии с которым любое основание, предусмотренное пунктами 1 - 4 части 1 статьи 108 УПК РФ, не может быть единственным основанием, достаточным для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, и должно рассматриваться с учетом обстоятельств, предусмотренных статьей 99 УПК РФ.
Таким образом, при рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения суд будет учитывать, в том числе при наличии судимости, тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений в акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.