Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 813736-6 "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 07.10.2013 N ДМ-П13-7326 Минкультуры России разработан проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
В рамках Года культуры в Российской Федерации в 2014 году и в 2015 году, объявленном Годом литературы, планируется проведение ряда мероприятий, направленных на поддержку чтения в стране и развитие традиций великой русской литературы. Для реализации этого важного направления политики в сфере культуры необходимо решение комплекса вопросов, связанных, в том числе, с распространением литературы, расширением книжного пространства, оказанием поддержки распространителям печатной продукции.
В течение сотен лет книги аккумулируют и сохраняют для будущих поколений информационную и познавательную культуру, несут в себе художественную и досуговую ценность, формируют и систематизируют общественно-исторические смыслы и духовные ценности нации.
Книга - одна из базовых составляющих культуры. В этой связи книжный магазин должен позиционироваться как культурно-просветительское учреждение, а не коммерческое, и должен рассчитывать на особое внимание и поддержку к себе со стороны государства и общества.
В РСФСР в 1989 году насчитывалось 8455 книжных магазинов. На начало 2012 года в России функционировало только 3817 субъектов, осуществляющих розничную торговлю книгами. Сегодня это примерно в 8 раз меньше, чем в СССР и в 2 раза меньше, чем было в Российской империи в конце XIX века. Если в Европе один книжный магазин приходится на 5 тысяч жителей, то в России на 50 тысяч. Причина в том, что в условиях рынка книжные магазины платят рыночную аренду, конкурируя, таким образом, с автосалонами, продуктовыми сетевыми супермаркетами, ресторанами и бутиками дорогой одежды. Это приводит к вымыванию книжной продукции даже из книжных магазинов и сейчас в них главным образом продаются не только книги, но и так называемые сопутствующие товары: компьютерные игры, аудио/видео, канцелярские товары, сувенирная продукция и прочее.
По данным Роспечати в 2008-2012 гг. книготорговые площади в целом по стране сократились примерно на 20-30%. Кроме того, с 2008 года средняя цена книги поднялась примерно на 40% и приближается к цене книги в странах Западной Европы. Дальнейшее повышение может привести к резкому снижению посещаемости книжных магазинов и существенному падению объёмов продаж.
Конкуренция в области книгораспространения привела к тому, что в 2013 г. прекратила своё существование книготорговая сеть "Мой книжный". Также в 2013 г. была ликвидирована старейшая отраслевая организация, занимавшаяся экспортно-импортными торговыми операциями с книгами, периодикой, аудио- и видеопродукцией, ОАО "Международная книга". Кроме того, в 2013 г. решением Арбитражного суда г. Москвы была признана банкротом компания "РП+Столица", получившая в 2009 г. от разорившейся сети "Букбери" книжные магазины. Также была признана банкротом в ноябре 2013 г. оптовая книжная компания "У Сытина". В регионах ситуация с книжными магазинами тоже ухудшилась.
В 2013 г. экземплярные продажи предприятий падали фактически во всех регионах России в диапазоне от 2% до 11% по всем тематическим блокам, исключение составляла лишь детская литература.
Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) объём розничной продажи книг, газет и журналов в России в 2013 г. составил 141 380,7 млн руб., 98,8% к предыдущему году в сопоставимых ценах. При этом доля книг, газет и журналов в обороте розничной торговли непродовольственными товарами составила 1,1%.
Сокращение книжных магазинов, приводящее к уменьшению объемов выпуска книжной продукции, повышению цен на книги, снижению посещаемости книжных магазинов и существенному падению объёмов продаж, во многом обусловлено высокой арендной платой за торговые помещения, которая сегодня составляет в среднем 34% от общих затрат книготорговых предприятий.
В связи с этим возникает необходимость расширения книготорговой сети. В качестве одного из вариантов решения проблемы Минкультуры России предлагает вернуться к практике, существовавшей в Советском Союзе, установления льготной арендной ставки для магазинов, осуществляющих торговлю книгами, газетами, журналами в печатном, а сейчас и в электронном виде, в помещениях государственных и муниципальных организаций культуры, количество которых в настоящее время составляет более 80 тысяч. Чтобы, с одной стороны, не вмешиваться напрямую в рыночные отношения, с другой стороны, отслеживать социальную направленность этих книжных магазинов, так как сегодня это не только магазин, но и место встречи авторов с читателями за чашкой чая (кофе). Установление льготной арендной ставки позволит влиять, по мере возможности, на содержание, ассортимент продаваемой книжной продукции, делая упор на высококачественную литературу, книги о культуре, искусстве, истории, книги образовательного характера.
Другим социально значимым аспектом открытия новых магазинов является создание новых рабочих мест. Количество рабочих мест к концу 2020 г. может возрасти не менее, чем на 4 000 - 10 000 мест.
Более того, это создаст определенный симбиоз между организациями культуры и книжными магазинами, повысит привлекательность предоставляемых культурных благ как одними, так и другими.
Кроме того, государственные и муниципальные организации культуры отличаются высокой посещаемостью населения, а особенно учащейся молодежи, поэтому размещение книжных магазинов в указанных организациях будет действенной мерой по продвижению литературы среди населения страны.
В целях настоящего законопроекта под организацией культуры понимается организация, созданная учредителем (собственником или уполномоченным им органом) для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве оперативного управления (постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 609 "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства").
При этом арендатор должен иметь возможность использовать не менее 30% арендуемой площади для осуществления связанной с чтением досуговой деятельности (создание литературной гостиной, книжных клубов, организация литературных чтений, создание мест для чтения, общения, кофеен и др.).
Так, книжные магазины вправе оказывать сопутствующие услуги общественного питания (буфетное обслуживание) на арендованной ими территории. Такая возможность позволит привлечь новый контингент людей, к тому же увеличит среднее время, которое покупатель проводит в книжном магазине. С любым понравившимся изданием можно будет предварительно ознакомиться за чашкой чая (кофе), если же читателя заинтересует какая-либо книга, то можно будет ее приобрести. Кроме того, такое место создаст уютную атмосферу для общения, проведения литературных встреч, вечеров и прочее. Все составляющие такого отдыха позволят сделать его неповторимым, увеличится объем продажи книг, поскольку благоприятные условия, созданные в подобных местах, будут стимулировать читателей на посещение книжных магазинов и покупку книг. В ряде зарубежных стран уже давно существует данная практика, а в Российской Федерации, где в среднем холодное время года превышает теплое, необходимо создавать условия, которые бы привлекали людей, и от покупки книг оставались лишь приятные ощущения.
Значимым шагом в решении данного вопроса может стать принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", который позволит заключать договоры аренды в отношении государственного и муниципального имущества организаций культуры без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В настоящее время пункт 3.2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" допускает заключение договоров аренды, безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, без проведения конкурсов или аукционов. Вместе с тем, в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объект культурного наследия, включенный в реестр и находящийся в федеральной собственности, предоставляется в безвозмездное пользование общественным объединениям, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия; детским общественным объединениям; общественным организациям инвалидов; благотворительным организациям; религиозным организациям; общероссийским творческим союзам; государственным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. В числе вышеперечисленных юридических лиц, книжные магазины отсутствуют, поэтому в предлагаемом законопроекте предусматривается только возможность заключения договоров аренды.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьей 56" следует читать "статьей 52.1"
Кроме того, получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом. При этом у налогоплательщика-ссудодателя предоставление имущества в безвозмездное пользование не приводит к образованию дохода, учитываемого при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Поэтому доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов ссудополучателя на основании п. 8 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации. При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации, но не ниже определяемой указанным кодексом остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам).
Таким образом, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества, что не будет соответствовать целям настоящего законопроекта и не позволит улучшить ситуацию, сложившуюся в книготорговой сфере.
Вследствие чего в предлагаемом законопроекте не рассматривается возможность безвозмездного пользования имуществом государственных и муниципальных организаций культуры.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" потребует издания постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества организаций культуры без проведения конкурсов или аукционов".
Срок - ко второму чтению проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в Государственной Думе.
Исполнитель: Минкультуры России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.