Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 815095-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Абзацем вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) органам государственной власти субъектов Российской Федерации было дано право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Однако в настоящее время по применению данной нормы Федерального закона складывается различная судебная практика.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2012 года по делу N 74-АПГ12-19 указано, что ограничения розничной продажи алкогольной продукции, названные в абзаце втором пункта 5 статьи 16 Федерального закона, не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, поскольку из абзаца второго пункта 5 статьи 16 Федерального закона следует, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения к тем ограничениям, которые уже установлены Федеральным законом в абзаце первом пункта 5 статьи 16 данного Федерального закона.
В то же время значительное количество таких предприятий общественного питания в виде закусочных, кафе, баров, ресторанов расположено в помещениях, переведенных из жилых в нежилые, на первых этажах многоквартирных домов. В органы местного самоуправления и органы государственной власти поступают многочисленные обращения граждан с жалобами на шум, другие факты нарушения общественного порядка в таких предприятиях.
Однако существует и другая судебная практика, отразившаяся, например, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2014 года по делу N 31-АПГ 14-2, в соответствии с которым федеральным законодательством не исключается возможность установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных ограничений (помимо установленных федеральным законодательством) мест, условий и времени розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания.
В целях устранения разночтений в понимании норм Федерального закона полагаем необходимым внести соответствующие корректировки в Федеральный закон в части отнесения к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации установления дополнительных ограничении времени, условии, мест розничной продажи алкогольной продукции организациями и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, вследствие чего не требует заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие указанного проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, отмены, изменения, дополнения действующих актов федерального законодательства или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.