Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 667404-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов"
(повторно ко второму чтению)
Досье на проект федерального закона
В связи с тем, что проектом изменяется положение пункта 5 статьи 5 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон), в абзаце третьем пункта 4 статьи 12 Федерального закона следует исключить слова "а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию".
В предлагаемом абзаце пятом пункта 4 статьи 12 Федерального закона полагаем необходимым уточнить, с какого момента факт замены утвержденного учредителями (участниками) устава на типовой устав приобретает силу для третьих лиц (см. абзац третий данного пункта). Аналогичное замечание относится к предлагаемому абзацу четвертому пункта 2.1 статьи 19 Федерального закона (см. абзац третий пункта 2.1).
В пункте 7 статьи 2 проекта следует уточнить, что общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью устав общества утверждается только в случае отказа от дальнейшего использования типового устава, поскольку по общему правилу устав общества утверждается решением учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица (см. статью 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 11 Федерального закона).
В новой редакции подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривается, что в едином государственном реестре юридических лиц указываются "полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке". Из данной формулировки следует, что сведения о наименовании юридического лица указываются в едином государственном реестре юридических лиц только в отношении коммерческих организаций, что требует доработки. Кроме того, из указанного положения следует, что в отношении коммерческих организаций в едином государственном реестре юридических лиц указываются как наименование, так и фирменное наименование, однако из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 54 и пункта 2 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Федерального закона, части 8 статьи 2 и части 2 статьи 9 Федерального закона от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах", статьи 4 и пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" можно сделать вывод о том, что наименование коммерческой организации отражается в ее фирменном наименовании и не указывается где-либо отдельно от него.
В предлагаемой редакции подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) следует учесть предлагаемые проектом изменения в ГК РФ и Федеральный закон, предусматривающие указание в едином государственном реестре юридических лиц места нахождения юридического лица, действующего на основании типового устава (см. также пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ).
Предлагаемая редакция пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 129-ФЗ требует согласования с положением пункта 2 статьи 54 ГК РФ, которое не предусматривает возможность каких-либо исключений из установленного им правила о месте государственной регистрации юридического лица.
Формулировка подпункта "а" пункта 4 статьи 3 проекта нуждается в корректировке с учетом того, что учредительный договор, в отличие от устава, не может быть типовым и поэтому всегда утверждается учредителями (участниками). При этом в подпункте "а" пункта 6 (поименованного как 5) статьи 3 проекта следует учесть, что учредительным документом хозяйственных товариществ выступает не устав, а учредительный договор (см. пункт 1 статьи 52 ГК РФ).
Поскольку размер уставного капитала юридического лица, действующего на основании типового устава, в соответствии с положениями проекта указывается только в едином государственном реестре юридических лиц, соответствующее изменение необходимо внести в положение подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которому в данном реестре содержатся сведения "о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала".
Положение подпункта "б" пункта 6 статьи 3 проекта следует согласовать с положением подпункта "а" данного пункта, из содержания которого следует, что государственная регистрация изменений, связанных с принятием решения о том, что юридическое лицо в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, не является государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В пункте 7 статьи 3 проекта следует уточнить случай, для которого предусматривается исключение из общего правила. Как представляется, речь должна идти о случае, когда юридическое лицо принимает решение о том, что в дальнейшем оно будет действовать на основании типового устава или наоборот.
В абзаце четвертом предлагаемой редакции пункта 1 статьи 12 Федерального закона ссылку следует дать не на первый, а на второй абзац данного пункта.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.