Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 1 июня 2015 г. N 3-ВС-3366/15
на проект федерального закона N 816299-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления административной ответственности за незаконное использование наименований государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 года N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" в Верховном Суде Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предлагается предусмотреть в пункте "н" части первой статьи 63 УК РФ новое отягчающие наказание обстоятельство - совершение преступления с использованием "символики или наименования государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов".
Представляется, что включение в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание, такого признака как использование "символики или наименования государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов" невозможно без мотивированного обоснования, построенного на анализе практики рассмотрения уголовных дел и статистических данных, свидетельствующих о распространенности этих деяний. Однако в пояснительной записке к законопроекту каких-либо доводов не приведено. Также не приведены данные, свидетельствующие о недостаточности существующих мер уголовно-правовой защиты такого объекта как авторитет государственной власти и принадлежащих ей атрибутов и символов.
Действующая редакция пункта "н" части первой статьи 63 УК РФ признает "совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти" обстоятельством, отягчающим наказание. Законодательством Российской Федерации применительно к форменной одежде установленного образца предусмотрено наличие на ней определенных знаков различия и символики (эмблем, нарукавных знаков), обозначающих ведомственную принадлежность. Вместе с тем, из проектной статьи не представляется возможным уяснить другие предполагаемые способы использования символики и наименований органов государственной власти, что, несомненно, повлечет трудности в применении данного пункта ввиду его правовой неопределенности.
Следует отметить, что в законопроекте в качестве равнозначных употребляются термины, одни из которых составляют содержание других. Так, согласно примечанию к статье 318 УК РФ "представителями власти" признаются должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, соответственно, использование лицом при совершении преступления форменной одежды или документов должностных лиц этих государственных органов как представителей власти уже включено в действующую редакцию пункта "н" части первой статьи 63 УК РФ, в связи с чем дополнительное указание на них в проектной норме представляется излишним. Кроме того, в соответствии с положениями, регламентирующими деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих правоохранительные и контролирующие функции, и статьей 5 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", часть таких органов власти является государственными военизированным организациям либо имеет в своей структуре военизированные формирования. В связи с этим предлагаемая редакция пункта "н" части первой статьи 63 УК РФ представляется не вполне терминологически проработанной.
С учетом изложенного законопроект в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в представленной редакции не поддерживается.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.