Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 817501-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях соблюдения прав лиц престарелого возраста"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект разработан в целях усиления защиты и обеспечения прав лиц пожилого возраста.
Поводом к разработке данной законодательной инициативы послужил трагический случай, произошедший в феврале 2015 года в магазине города Кронштадт с 81-летней блокадницей Раузой Галимовой, обвиненной в воровстве масла и скончавшейся впоследствии в полицейском участке от сердечного приступа.
Данный случай является далеко не единственным, когда престарелые люди невольно становятся подозреваемыми в совершении административных правонарушений и даже уголовных преступлений. Несмотря на то, что количество преступлений, совершенных лицами, достигшими 75-летнего возраста, мало, очень важно обеспечить их процессуальную защиту. Это связано не только с особым восприятием людьми указанного возраста требований уголовного, административного закона, но и с их социально-психологическими особенностями, пониженной способностью к адаптации, большей уязвимостью, и как следствие, изменениями в эмоциональной сфере, угрожающими их жизни и здоровью. По сравнению с людьми молодого и среднего возраста, пожилые граждане оказываются особенно уязвимыми и нуждающимися в повышенном внимании и защите со стороны общества.
В целях соблюдения принципа социальной справедливости необходимо усиливать меры поддержки для указанной категории граждан. В этой связи, особенно важным является вопрос своевременного оказания медицинской помощи, в силу отнесения лиц престарелого возраста к группе повышенного риска. Отмечается, что уровень заболеваемости у лиц, достигших 75 лет - в 6 раз выше, чем у лиц более молодого возраста. Кроме того, в позднем возрасте гораздо чаще люди страдают многочисленными заболеваниями, в том числе психическими. Так, согласно данным Всемирной организации здравоохранения: если в возрастной группе от 45 до 64 лет из 100 тысяч населения 93 человека страдает психическими расстройствами, то среди пожилых людей - уже 236. Своеобразные комбинации симптомов естественного старения и болезней, с которыми пожилой организм уже не в силах справиться, делают человека уязвимым.
Таким образом, подверженность различным заболеваниям, возрастные особенности организма пожилых людей, повышенная нервная возбудимость, рассеянность становятся причинами трагических последствий. Поэтому при попадании в стрессовую ситуацию, особенно когда лица престарелого возраста становятся участниками процессуальных действий в рамках административного или уголовного производства, им может потребоваться оказание медицинской помощи. Этим обусловлена необходимость усиления соблюдения прав престарелых лиц, особенно в своевременном оказании медицинской помощи.
На основании изложенного, видится актуальным внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменений, устанавливающих особенности производства по соответствующим делам с участием лиц, достигших возраста 75 лет, в части обязанности осуществления действий процессуального характера в присутствии врача, в том числе при их задержании. При выяснении обстоятельств, свидетельствующих о возможном совершении правонарушения, проектом предлагается в обязательном порядке учитывать возраст, состояние здоровья лица, а также степень тяжести правонарушения.
Введение проектом категории граждан престарелого возраста (лица, достигшие возраста 75 лет) соотносится с классификацией Всемирной организации здравоохранения, в соответствии с которой возраст 75-90 лет относится к категории "старческий возраст", а категория лиц "старше 90 лет" относится к категории "долгожители". По итогам переписи населения 2010 года в Российской Федерации проживало 3 млн. 552 тыс. человек старше 75 лет.
75 лет - это этап старости, в котором человек в силу физиологии и возраста наиболее зависим от других, и нуждается в оперативной медицинской поддержке при удовлетворении повседневных нужд.
Вместе с тем, проектом предлагается установить положение об обязательном обеспечении присутствия врача при производстве процессуальных действий (вне зависимости от процессуального статуса лица, т.е. является ли он потерпевшим, свидетелем, подозреваемым, правонарушителем). В соответствии с проектом, лицо вправе отказаться от присутствия врача в письменном виде.
Кроме того, проектом предусматривается обязательное уведомление родственников или иных лиц, уполномоченных на представление интересов лица престарелого возраста.
Проектом предлагается включить в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях положение о том, что возраст должен являться обстоятельством, смягчающим административную ответственность. В соответствии с проектом лицу престарелого возраста не должны назначаться обязательные работы и административный арест.
Проектом предлагается внести соответствующие изменения в нормы Федерального закона Российской Федерации "О полиции" о полномочиях органов внутренних дел (полиции). Также проектом предлагается дополнить положение Федерального закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" о дополнительных условиях осуществления частной охранной деятельности. Так, в соответствии с проектом, в случае если охранником задержано лицо, достигшее возраста 75 лет, в кратчайший срок подлежат уведомлению его родственники или иные лица, уполномоченные на представление его интересов. Передача в орган внутренних дел (полицию) лица, достигшего возраста 75 лет, осуществляется в присутствии врача, за исключением случая письменного отказа лица, достигшего возраста 75 лет, от присутствия врача.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях соблюдения прав лиц престарелого возраста"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях соблюдения прав лиц престарелого возраста" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях соблюдения прав лиц престарелого возраста"
Принятое проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях соблюдения прав лиц престарелого возраста" не потребует внесения изменений в другие акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.