Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 817249-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" пригородные перевозки пассажиров железнодорожным транспортом являются естественно-монопольным видом деятельности.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" регулирование тарифов на перевозку пассажиров отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют и устанавливают:
- экономически обоснованный уровень затрат компаний, осуществляющих перевозку пассажиров в пригородном сообщении;
- тарифы для населения;
- размер субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации на компенсацию потерь в доходах перевозчика, возникшие в результате установления тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня.
Абсолютное большинство субъектов РФ устанавливают тарифы для населения ниже экономически обоснованного уровня. Для снижения размера субсидии на компенсацию потерь пригородных перевозчиков субъекты РФ существенно занижают экономически обоснованный уровень затрат или не устанавливают его.
В результате, на конец 2014 года накопленная задолженность субъектов Российской Федерации перед пригородными перевозчиками за некомпенсированные потери в доходах составила 28 млрд. рублей.
В 2015 году для снижения потребного уровня бюджетных субсидий ряд субъектов РФ принял решение о существенном снижении количества пригородных маршрутов и курсирующих поездов, что привело к вмешательству в ситуацию Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 06.03.2015 N Пр-398 (пункт 1, подпункт "г") о формирования эффективной модели функционирования пассажирского железнодорожного транспорта в пригородном сообщении представляется необходимым принять федеральный закон "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона).
В соответствии с проектом федерального закона предлагается включить в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" положения, которые закрепляют за ФСТ России обязанности по:
- определению (установлению) нормативного порядка разрешения споров при принятии решений по вопросам установления (изменения) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в том числе по вопросу расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и платы, и непосредственно влияющих на размер бюджетной субсидии субъекта Российской Федерации на компенсацию потерь в доходах пригородных перевозчиков в случае установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня;
- разработке методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и платы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий".
- Обоснование необходимости подготовки: реализация положений проекта федерального закона.
- Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта: ФСТ России.
- Сроки разработки: по истечении двух месяцев со дня вступления в силу проекта федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.