Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 664658-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона (далее - проект), сообщаем следующее.
В проектируемой части 4 статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) установлено положение, предусматривающее возможность осуществления валютных операций между резидентами в рамках заключенных договоров финансирования под уступку денежного требования. С учетом этого рассматриваемые положения проекта необходимо соотнести со статьей 824 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой определен договор финансирования под уступку денежного требования. При этом установлено, что указанное требование вытекает из предоставления клиентом (стороной договора) товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу. В этой связи требует уточнения основания включения в проектируемую часть 4 статьи 9 Федерального закона N 173-ФЗ положения о снятии ограничений осуществления вышеназванных операций между резидентами в рамках договоров финансирования под уступку денежного требования, предусматривающих не только передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, но и "передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них". Замечание аналогичного характера может быть отнесено так же к проектируемой части 5 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, изменениям, вносимым в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Кроме того, в проектируемой части 4 статьи 9 Федерального закона N 173-ФЗ и далее по тексту проекта требует уточнения понятие "денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации". Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 824 ГК РФ используется понятие "денежные средства в счет денежного требования".
В новой части 5 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ определена обязанность резидента по обеспечению получения от нерезидента причитающейся по внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации на банковский счет финансового агента (фактора). В целях приведения указанной проектируемой нормы в соответствие с нормами статьи 827 ГК РФ, согласно которой клиент не отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки, в случае предъявления его финансовым агентом к исполнению, если иное не предусмотрено договором между клиентом и финансовым агентом, рекомендуется проектируемую часть 5 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ после слов "при условии, что он обеспечил" дополнить словами "в соответствии с договором, заключенным с финансовым агентом".
Кроме того, обращаем внимание, что в проектируемой части 5 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ в качестве финансового агента определен банк (уполномоченный и не являющийся таковым). Вместе с тем, в новой части 4 статьи 9 Федерального закона N 173-ФЗ определены любые финансовые агенты, в качестве которых согласно статье 825 ГК РФ могут выступать коммерческие организации.
В проектируемом абзаце втором части 5 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ требует уточнения момент наступления обязанности финансового агента (фактора) по уведомлению резидента, - "со дня последующей уступки денежного требования". На основании статьи 829 ГК РФ последующая уступка возможна только в соответствии с договором финансирования под уступку денежного требования. Последующая уступка так же предполагает поступление финансовому агенту (фактору) денежных средств в счет исполнения нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым контрактом. При этом в рассматриваемом абзаце положение об уведомлении резидента не позднее пяти рабочих дней со дня поступления финансовому агенту указанных средств уже предусмотрено.
Предлагаемые проектом изменения части 4 статьи 15.25 КоАП (пункт 1 статьи 2 проекта) следует, по нашему мнению, выделить в отдельную части в связи с тем, что использование слова "включая" предусматривает включение обязательства резидента по обеспечению получения иностранной валюты или валюты Российской Федерации на банковский счет финансового агента в другое обязательство резидента по получению указанной валюты на свои банковские счета.
Замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.