Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 715037-6 "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
"Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) под лицом, контролирующим должника, понимается лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом. Пунктом 4 статьи 10 Закона в случае недостаточности у должника имущества, который признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих лиц, устанавливается субсидиарная ответственность таких лиц по обязательствам должника в размере, равном совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника. При этом пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из перечисленных в данной норме обстоятельств.
Частью 12 статьи 1 проекта федерального закона (далее - проект) предусматривается, что положения Закона о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности применяются арбитражным судом в случае, если обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения к такой ответственности, имели место со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. То есть, на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, подлежат установлению действия или бездействия контролирующих должника лиц, имевшие место до указанного момента. При этом к субсидиарной ответственности данные контролирующие должника лица подлежат привлечению со дня вступления в силу проектируемого федерального закона. Тем самым, данное положение проекта нуждается в дополнительном обосновании, поскольку на таких лиц предлагается возложить в соответствии с положениями Закона субсидиарную ответственность за те действия, которые были совершены ими в другом государстве и в период, когда российское законодательство не было личным законом ни должника, ни данных лиц.
Часть 15 статьи 1 проекта предлагает обязать арбитражного управляющего, утвержденного арбитражным судом в деле о банкротстве должника, привести учредительные документы должника в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц. Согласно части 16 статьи 1 проекта при отсутствии у арбитражного управляющего отдельных документов и сведений, необходимых для государственной регистрации юридического лица, запись о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц вносится на основании соответствующего заявления, содержащего сведения об арбитражном управляющем как о заявителе и о наименовании юридического лица. Положения проектируемых частей 15 и 16 статьи 1 проекта нуждаются в дополнительном обсуждении, поскольку действующее законодательство не предусматривает принятия арбитражным управляющим решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица или иных решений, являющихся основанием для внесения данных изменений, в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации учредительных документов юридическими лицами, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В части 7 статьи 1 проекта речь идет о "законодательстве Украины". Полагаем, что необходимо избегать в российском законодательстве ссылки на "законодательство Украины". В соответствии с терминологией, использованной в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., Российская Федерация является преемником, т.е. государством, "которое сменило другое государство в случае правопреемства государств". В связи с этим относительно Республики Крым до вхождения в Российскую Федерацию Украина является государством-предшественником. В данном случае полагаем корректным использование термина "законодательство государства-предшественника".
Замечания юридико-технического в лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.