Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 715037-6 "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
("Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")"
(повторно ко второму чтению)
Досье на проект федерального закона
Полагаем, что в статье 1 проекте федерального закона (далее - проект) необходимо избегать ссылки на "законодательство Украины". В соответствии с терминологией, используемой в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Российская Федерация является преемником, т.е. государством, "которое сменило другое государство в случае правопреемства государств". В связи с этим относительно Республики Крым до вхождения в Российскую Федерацию Украина является государством-предшественником. Следовательно, полагаем корректным термином "законодательство государства-предшественника".
Ко второму чтению проект дополнен статьей 6, которая вносит изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
Проектируемый пункт 5 статьи 61.1 Закона N 127-ФЗ нуждается в дополнительном обосновании, поскольку устанавливается презумпция осведомленности третьего лица об определенных обстоятельствах по истечении 3 рабочих дней с даты опубликования соответствующего сообщения. При этом сведения подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве арбитражным управляющим в силу проектируемого пункта 4 статьи 61.1 Закона N 127-ФЗ не позднее трех рабочих дней, когда ему стали известны такие сведения, либо не позднее рабочего дня после совершения им действий в рамках дела о банкротстве. Принимая во внимание то, что Арбитражный процессуальный кодекса Российской Федерации при исчислении процессуальных сроков учитывает день, когда третье лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав и законных интересов, полагаем, что предлагаемая презумпция может негативным образом отразиться на правах третьих лиц.
Проектируемым пунктом 1 статьи 213.4 Закона N 127-ФЗ устанавливается обязанность гражданина обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом не позднее тридцати рабочих дней, когда он узнал или должен был узнать о том, что удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения им денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем 500 000 рублей. Поскольку не установлены правовые последствия несоблюдения данного срока, не ясно его правовое значение. Кроме того, полагаем, что определение начала течения данного срока будет затруднительным.
Проектируемый пункт 6 статьи 213.5 Закона N 127-ФЗ следует согласовать с пунктом 2 статьи 47 Закона N 127-ФЗ, поскольку на должника не возлагается обязанности прикладывать к отзыву документы о его имущественном состоянии.
В дополнительном обсуждении нуждаются пункты 8 и 9 проектируемой статьи 213.25 Закона N 127-ФЗ, поскольку не учитывают положения пункта 3 статьи 834 и пункта 2 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, в пункте 9 проектируемой статьи 213.25 Закона N 127-ФЗ неясно, какие меры может принять финансовый управляющий для блокирования операций по банковским картам должника.
Также в дополнительном обсуждении нуждается пункт 6 статьи 213.28 Закона N 217-ФЗ, содержащий обязательства должника, от исполнения которых по окончанию процедуры банкротства он не освобождается (если является обоснованным сохранения обязательств по возмещению вреда причиненного жизни и здоровью, выплате заработной платы и выходного пособия, а также обязательств по возмещению вреда, причиненного преступлением и правонарушением, то непонятно в силу каких соображений в один ряд с перечисленными обязательствами ставятся обязательства связанные с субсидиарной ответственностью, связанные с применением последствий недействительности сделки).
Полагаем, что пункты 2 и 4 проектируемой статьи 216 Закона N 217-ФЗ нуждаются в согласовании. Кроме того, на наш взгляд введение более обременительных правовых последствий банкротства для индивидуальных предпринимателей по сравнению с существующими требует обоснования (можно было бы дифференцировать правовые последствия в зависимости от обстоятельств, которые привели гражданина к банкротству).
В статье 1 проекта слова Банк России следует заменить на "Центральный банк Российской Федерации (Банк России)", что будет соответствовать Федеральному закону от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
В статье 5 проекта слова "о страховом номере индивидуального лицевого счета клиента - физического лица" следует заменить на "о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования", что будет соответствовать терминологии законодательства Российской Федерации. Аналогичное изменение предлагается внести в пункты 2 и 3 части 1.12 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В пункте 6 проектируемой статьи 213.5 Закона N 127-ФЗ, в котором предусмотрен перечень документов, прилагаемых к отзыву гражданина, полагаем целесообразным добавить в указанный перечень справки об остатках электронных денежных средствах и о переводах электронных денежных средств. Аналогичное замечание касается части 4 проектируемой статьи 213.9 Закон N 127-ФЗ.
В тексте проекта слова "банковский вклад" необходимо заменить на "банковский вклад (депозит)", что будет соответствовать терминологии законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 213.7, часть 7 статьи 213.9 Закона N 127-ФЗ).
Замечания юридико-технического в лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.