Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 668762-6 "О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
("О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")"
(второе чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
В изменениях в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 1 проекта) (далее - Кодекс) устанавливается административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление ими трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, а также административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте.
При этом проектируемые изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусматривают право высококвалифицированных специалистов обращаться в соответствующие государственные органы для внесения изменений в разрешение на работу в случае, если данный специалист осуществляет в случае необходимости трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности (далее - специальность), не указанной в разрешении. Аналогичное право предоставляется в случае осуществления трудовой деятельности по специальности, не указанной в патенте, иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента (статья 13.3 Федерального закона (пункт 3 статьи 2 проекта), отдельным категориям иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме (статья 13.4 Федерального закона (пункт 4 статьи 2 проекта), и иностранных граждан, направляемых для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Всемирной торговой организации (статья 13.5 Федерального закона) (пункт 5 статьи 2 проекта).
Отмечаем, что формулировка "в случае необходимости_ вправе" не представляется корректной, поскольку не позволяет установить механизм определения таких случаев и, соответственно, влияет на возможность установления административной ответственности и на редакцию составов административных правонарушений. Кроме того, предоставляемое право исключает возможность привлечения к административной ответственности и по части 1 статьи 18.10, и части 1 статьи 18.15 Кодекса.
В связи с изложенным изменения в Кодекс и Федеральный закон должны быть соотнесены между собой.
Законопроектом предлагается дополнить пунктом 11 статью 13, пунктом 19.1 статью 13.2 и пунктом 17.1 статью 13.5 Федерального закона, предусматривающими обязанность иностранных граждан обратиться в территориальный орган_ в случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени, отчества. Обращаем внимание, что действующая редакция пункта 15 статьи 13.3 Федерального закона, регулирующая особенности осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на основании патента, уже предусматривает такое правило. Таким образом, полагаем, что единое правило, касающееся обязанности обратиться в территориальный орган ФМС России в случае изменения фамилии, имени, отчества, должно закрепляться в статье 13 Федерального закона, устанавливающей общие правила осуществления трудовой деятельности иностранных граждан как по разрешению на работу, так и патенту. Кроме того, при этом возникает вопрос, почему данное правило не распространяется на иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме (статья 13.4 Федерального закона).
Аналогичное замечание относится к положениям законопроекта, согласно которым в статьях 13.2, 13.3, 13.4, 13.5 Федерального закона предлагается установить, что "в случае необходимости осуществления" трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или в патенте, соответствующие иностранные граждане вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции. Проектируемые нормы следует соотнести с пунктом 4.2 статьи 13 Федерального закона, предусматривающим общее правило, согласно которому иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Согласно предлагаемой редакции пункта 1 статьи 35.3 Федерального закона должностные лица специального учреждения наделяются полномочием осуществлять личный досмотр иностранных граждан и лиц без гражданства, досмотр вещей и предметов, находящихся при них в перечисленных в указанном пункте случаях. Отмечаем, что если помещение указанных граждан в специальные учреждения осуществляется в связи с их административным выдворением за пределы Российской Федерации, проектируемое положение не согласуется с частью 2 статьи 27.7 Кодекса, в соответствии с которой личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.