Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 798353-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части законодательного регулирования деятельности адвокатских палат и адвокатских образований, являющихся юридическими лицами" (внесен депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.Н. Плигиным и др.)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрел проект федерального закона N 798353-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части законодательного регулирования деятельности адвокатских палат и адвокатских образований, являющихся юридическими лицами", внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.Н. Плигиным и др.
В соответствии с действующими гражданско-правовыми нормами адвокатские палаты и адвокатские образования относятся к такой организационно-правовой форме некоммерческих организаций как ассоциации (союзы). Как следует из пояснительной записки, модель самоуправления российской адвокатуры, в отличие от закрепленной в гражданском законодательстве модели управления ассоциациями (союзами) построена на началах коллегиальности. Органами управления как Федеральной палаты адвокатов, так и адвокатских палат субъектов Российской Федерации являются Всероссийский съезд адвокатов (региональные собрания или конференции) и советы соответствующих палат, а не единоличные органы управления.
Названная система управления отвечает задачам самоуправления и обеспечения условий для реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции Российской Федерации). Законопроект предлагает ввести в Гражданский кодекс Российской Федерации две организационно-правовые формы юридических лиц: адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами.
Адвокатскими палатами согласно правилам законопроекта признаются некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве и созданные в видах адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Адвокатскими образованиями, являющимися юридическими лицами, признаются в соответствии с законопроектом некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности.
При этом законопроект предусматривает, что адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, создаются в видах коллегии адвокатов, адвокатского бюро и юридической консультации. Согласно ст. 24 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Учреждение - это самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица.
Таким образом, ко 2 чтению необходимо согласовать статус юридической консультации с учетом вносимых в Гражданский кодекс РФ изменений.
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 798353-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части законодательного регулирования деятельности адвокатских палат и адвокатских образований, являющихся юридическими лицами", внесенного депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.Н. Плигиным и др., и рекомендует его к принятию в 1-м чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.