Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 669797-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
(в части обеспечения жилищных прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда),
внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Квиткой, А.Е. Карповым, Э.А. Велеевым и другими, а также членами Совета Федерации С.М. Киричуком, М.Н. Пономаревым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 669797-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Квиткой, А.Е. Карповым, Э.А. Валеевым, М.А. Шингаркиным, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, В.В. Гутеневым; членами Совета Федерации С.М. Киричуком, М.Н. Пономаревым (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается изменить порядок определения способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, которые являются собственниками изымаемых жилых помещений, в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ). В связи с чем, законопроектом устанавливается общее правило обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, предусмотренное статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при котором способы переселения граждан - собственников из аварийного жилищного фонда определяются по усмотрению исполнительного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Необходимость внесения соответствующего изменения обуславливается тем, что в настоящее время если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, что, в свою очередь, влечет за собой огромные расходы бюджетных средств.
В этой связи Комитет отмечает следующее. Федеральный закон N 185-ФЗ, установив правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, создал механизм финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда, при котором государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляются средства, полученные из федерального бюджета, субъектам Российской Федерации. Закрепляя за собственниками жилых помещений право выбора любого из указанных выше способов обеспечения жилищных прав, законодатель установил дополнительные гарантии для граждан, чьи жилые помещения включены в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Авторами законопроекта не приведены убедительные доводы, обосновывающие необходимость лишения таких дополнительных гарантий граждан, оставляя их самостоятельно решать проблему обеспечения себя пригодными для проживания жилыми помещениями. И, в частности, не приведены расчеты, которые свидетельствуют о расходовании субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями сверх выделяемых Фондом средств и средств софинансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и данные правоприменительной практики, согласно которым создаются существенные препятствия исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в реализации мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда.
Также Комитет обращает внимание на то, что в связи с внесенными Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ изменениями в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен новый порядок определения размера возмещения (выкупной цены) за жилое помещение, в который в настоящее время включается рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество (в том числе и земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом). Соответственно сумма размера указанного возмещения явно будет выше ранее устанавливаемой суммы размера выкупной цены, что также влечет за собой дополнительные расходы бюджетных средств.
Кроме того, выплата собственникам возмещения за жилое помещение может привести к приобретению ими жилых помещений на вторичном рынке, что, в свою очередь, может привести к снижению объемов строительства нового жилья экономкласса.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 669797-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.