Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 669814-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
(в части совершенствования законодательства, регулирующего вопросы переселения из аварийного жилищного фонда),
внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Квиткой, А.Е. Карповым, Э.А. Валеевым, М.А. Шингаркиным и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 669814-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Квитка, А.Е. Карпов, Э.А. Валеев, М.А. Шингаркин, В.П. Водолацкий, М.Т. Гаджиев, М.А. Кожевникова, Н.В. Герасимова, Р.Ш. Хайров, И.Б. Богуславский, В.В. Гутенев; Члены Совета Федерации С.М. Киричук, М.Н. Пономарев (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается уточнить требования к жилому помещению, предоставляемому гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрев, что равнозначность жилого помещения определяется исходя из общей площади без учета количества комнат и помещений вспомогательного использования в ранее занимаемом жилом помещении.
В этой связи Комитет обращает внимание на то, что согласно правовой позиции высших судов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2014 года N 13-КГ14-2) предоставление гражданам по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 8-КГПР13-18 указано, что поскольку жилищные условия граждан не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещения определяются, в том числе, количеством комнат. Предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначного по общей площади жилого помещения не предполагает предоставление квартиры, меньше ранее занимаемой по количеству комнат. Реализация указанного положения законопроекта предполагает фактически отмену компенсационного характера и может привести к условиям проживания, которые будут ухудшены по сравнению с прежними. И, как следствие, Комитет не может поддержать предложения, которые способствуют нарушению прав граждан.
Кроме того, данное положение законопроекта не согласуется с частью 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения по договору социального найма одной комнаты лицами разного пола (за исключением супругов) исключительно с согласия таких лиц, а также с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой определяется размер площади жилого помещения.
Также законопроектом предлагается уточнить перечень документов, прилагаемых к заявке на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд). Это объясняется необходимостью упорядочения указанных документов, которые имеют непосредственное отношение к реализации мероприятий согласно подаваемой заявке в Фонд (на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры). При этом в пояснительной записке особо выделяется наличие препятствий по исполнению поставленной Президентом Российской Федерации задачи по полной ликвидации аварийного жилищного фонда в связи с необходимостью исполнения субъектами Российской Федерации условий, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Следует отметить, что с целью обеспечения выполнения задачи по переселению до 1 сентября 2017 года граждан из всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2012 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 200-ФЗ были отменены условия, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5 и 6, 9.1, 9.6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (требования о наличии на территории муниципального образования определенного процента частных организаций коммунального комплекса, частных управляющих организаций и товариществ собственников жилья, требования о предоставлении мер социальной поддержки граждан и субсидий гражданам только в денежной форме, требование об установке коллективных (общедомовых) приборов учета, требование о наличии правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего создание системы мониторинга кредиторской задолженности организаций коммунального комплекса). Выполнение же субъектами Российской Федерации иных условий (например, наличия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусмотренных статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, соответствующей требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, краткосрочного плана реализации указанной программы) уже должно быть осуществлено субъектами Российской Федерации. Одновременно с этим, статья 14 указанного Федерального закона содержит указание на выполнение условий в зависимости от вида финансовой поддержки, на которую претендует субъект Российской Федерации. Таким образом, Комитет полагает излишним уточнение перечня документов, прилагаемых к заявке на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 669814-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.