Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 672581-6 "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 20.8 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
(в части включения многоквартирных домов, признанных аварийными после 2012 года, в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда),
внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Квиткой, А.Е. Карповым, Э.А. Валеевым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 672581-6 "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 20.8 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Квиткой, А.Е. Карповым, Э.А. Валеевым, М.А. Шингаркиным, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Н.В. Герасимовой, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, Е.А. Вторыгиной, В.В. Гутеневым; членами Совета Федерации С.М. Киричуком, М.Н. Пономаревым (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается изменить порядок предоставления гражданам жилых помещений в связи с признанием занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания. В указанных целях законопроектом предлагается путем внесения изменения в пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации сократить круг лиц, которым жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке, предусмотрев такое право только для граждан, проживающих в аварийных жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах.
В этой связи Комитет считает необходимым обратить внимание на то, что законодательное регулирование внеочередного порядка предоставления других жилых помещений гражданам, переселяемым из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, направлено на исполнение государством обязанности по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О) целью внеочередного характера обеспечения другими жилыми помещениями таких граждан является сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Законодатель не поставил право граждан на внеочередное получение жилого помещения в зависимость от вида жилого помещения и его месторасположения, исходя из необходимости обеспечения их безопасности, так как непригодность жилого помещения для проживания сопряжена с опасностью для жизни и здоровья граждан. Таким образом, Комитет не может поддержать положение законопроекта, которым не предусматривается право граждан на получение других жилых помещений вне очереди в случае, если жилой дом или жилое помещение в доме блокированной застройки признаны непригодными для проживания, и считает, что граждане, не проживающие в многоквартирных домах, поставлены в неравные условия с гражданами, проживающими в них.
Кроме того, Комитет полагает возможным отметить, что жилищным законодательством не предусматривается порядок признания жилого помещения аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а законопроектом не предлагается его установление, что может повлечь за собой принятие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации усмотренческих решений.
Также законопроектом предлагается осуществлять предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, при условии наличия вступившего в законную силу решения суда. Вместе с тем в законопроекте не предусмотривается механизм получения денежных средств Фонда на переселение граждан из указанного аварийного жилищного фонда, а также не устанавливается механизм софинансирования таких мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Кроме того, исходя из анализа положений законопроекта и действующих правовых норм Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не является условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года. Единственным условием является наличие решения суда. В результате этого, представляются неопределенными объемы финансирования, а также форма и порядок контроля расходования средств Фонда. Предоставление же соответствующей финансовой поддержки за счет средств Фонда в существующих объемах с учетом имеющихся бюджетных возможностей субъектов Российской Федерации по софинансированию региональных адресных программ по этапам 2015-2017 годов не позволит субъектам Российской Федерации выполнить мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года.
Комитет полагает, что действующий порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, включая и на переселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года (глава 6.3. Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"), в большей степени отвечает задачам планомерной ликвидации аварийного жилищного фонда. Так, предоставление соответствующей финансовой поддержки на переселение граждан, признанного таковым после 1 января 2012 года, осуществляется при условии выполнения субъектом Российской Федерации обязательства по переселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года (п.9.10 части 1 статьи 14, часть 2 статьи 20.8 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"). При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 16, части 2 статьи 20.9 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, в первоочередном порядке подлежат к включению многоквартирные дома, переселение граждан в которых осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "согласно пункту 2 части 1 статьи 16" следует читать "согласно пункту 2 части 2 статьи 16"
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 672581-6 "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 20.8 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.