Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 697911-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный депутатом Государственной Думы В.М. Мархаевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается внести изменение в статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и установить административную ответственность за ношение огнестрельного оружия на территориях образовательных организаций, за исключением образовательных организаций, уставные цели и задачи которых предусматривают использование оружия, во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию, за исключением случаев ношения такого оружия лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации охрану указанных организаций.
Предлагается установить административный штраф для граждан в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона "Об оружии" установлен запрет на ношение гражданами огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных организаций, во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга.
При этом административная ответственность за такие правонарушения законодательством не предусмотрена.
Представляется, что проблема, изложенная автором законопроекта в пояснительной записке, действительно заслуживает внимания. Вместе с тем по законопроекту имеются замечания.
Исходя из редакции проектируемой части статьи 20.8, согласно которой установление ответственности предлагается за ношение на указанных территориях всего огнестрельного оружия, следует вносить коррелирующие изменения в базовое законодательство, поскольку в действующей редакции статьи 6 Федерального закона "Об оружии" запрет установлен только в отношении оружия ограниченного поражения, а не всего огнестрельного оружия, как предлагается автором законопроекта.
Помимо изложенного, частью 6 статьи 20.8 Кодекса установлена административная ответственность за незаконное приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.
Как представляется, установление административной ответственности требует достаточно веских обоснований, проведенного тщательного анализа правоприменительной практики, наличия статистических и иных объективных данных, свидетельствующих о необходимости установления ответственности.
Однако в пояснительной записке к законопроекту такие сведения не приведены.
Также следует отметить, что автором законопроекта предложено установление размера административного штрафа для граждан, значительно превышающего пределы, установленные статьей 3.5 Кодекса. Однако корреспондирующие изменения при этом в статью 3.5 не вносятся.
Кроме того, установление столь значительного размера административного штрафа в отношении граждан приведет к дисбалансу размеров штрафов статьи 20.8 Кодекса, поскольку в частях 4, 4.1, 5 и 6 указаны правонарушения, обладающие не меньшей степенью общественной опасности.
Например, ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (часть 4.1 статьи 20.8 Кодекса), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "16 " марта 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.