Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 808227-6 "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Положение пункта 1 статьи 2 проекта федерального закона, согласно которому единый институт развития в жилищной сфере - акционерное общество, следует согласовать со статьей 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающей публичные и непубличные акционерные общества. При этом неясно, статусом указанного института развития может обладать только одно акционерное общество или несколько.
В отношении упоминания в пункте 1 статьи 2 законопроекта о включении указанного акционерного общества в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ полагаем, что регулирование этих вопросов является исключительно предметом Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно пункту 3 статьи 2 законопроекта единый институт развития в жилищной сфере вправе создавать некоммерческие и иные организации. Следует уточнить, о каких организациях идет речь, будет ли предлагаемый федеральный закон распространяться на данные организации.
В пункте 11 части 2 статьи 3 законопроекта обращаем внимание, что в законодательстве Российской Федерации не используется термин "единое казначейство". В связи с этим и неопределенностью в отношении возможности ведения бухгалтерского учета и отчетности, налоговой отчетности контролируемых лиц данное положение требует уточнения.
Содержание и характер закрепляемых в статье 3 законопроекта функций, по нашему мнению, не характеризует указанное в статье 2 законопроекта акционерное общество в качестве единого института развития в целом в жилищной сфере, поскольку относятся к сфере прежде всего ипотечного кредитования.
Положение части 2 статьи 4 законопроекта, согласно которому управление "иными некоммерческими организациями осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с уставом единого института развития в жилищной сфере" не согласуется с пунктом 1 статьи 52 ГК РФ, в соответствии с которым юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), т.е. устав является внутренним (личным) документом организации и не может действовать в отношении иного юридического лица.
Законопроектом в статью 6 Федерального закона от 24.07.2008г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ), посвященную компетенции попечительского совета Фонда развития жилищного строительства (далее - Фонд), вносятся изменения. Так, согласно проектируемой редакции части 3 данной статьи решения по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета Фонда, принимаются единым институтом развития в жилищной сфере, осуществляющим функции в соответствии с предлагаемым федеральным законом. При этом из статьи 6 Федерального закона предлагается исключить части 4 - 12, регулирующие порядок деятельности попечительского совета, в частности порядок принятия решений. Таким образом исключается правовой механизм осуществления высшим органом управления Фондом своих полномочий, что по нашему мнению, требует обоснования.
В отношении предлагаемого в статье 7 законопроекта изменения пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях" следует отметить, что такие изменения, на наш взгляд, будут носить универсальный характер и распространяться на неопределенный круг фондов отдельных видов, а не только указанный Фонд.
Статьей 8 законопроекта вносится изменение в Федеральный закон N 161-ФЗ, согласно которому название Фонда изменяется. При этом необходимо учесть, что название Фонда содержится в других федеральных законах, в частности Земельном кодексе Российской Федерации, в которые потребуется внести соответствующие изменения.
Необходимо учесть следующие юридико-технические замечания.
1. Законопроект дополнить новой статьей 10 следующего содержания:
Статья 10. Признание утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации
Признать утратившими силу:
1) пункт 2 статьи 44 Федерального закона от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4291);
2) пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 239-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4072).
2. Статью 10 считать статьей 11.
Иные юридико-технические замечания переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.