Пояснительная записка к проекту федерального закона N 822516-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях'' (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 822516-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях''

 

Досье на проект федерального закона

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" подготовлен по итогам проведения инвентаризации составов административных правонарушений, предусмотренных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), и установленных санкций в рамках работы по реализации пункта 71 плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р.

Законопроект направлен на совершенствование норм об административной ответственности, исключение неоднозначности описания диспозиций правонарушений и уточнение санкций, исходя из принципов их соразмерности и адекватности совершенным правонарушениям и их последствиям.

Подготовка законопроекта инициирована предпринимательским сообществом ввиду необходимости создания условий по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

По мнению деловых кругов, санкции составов правонарушений действующей главы 16 Кодекса негативно влияют на имущественное и финансовое положение юридических лиц, а также на условия осуществления ими внешнеэкономической деятельности.

Законопроектом предлагается исключить часть 4 статьи 16.1 Кодекса, предусматривающую ответственность за представление недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, на этапах, предшествующих таможенному декларированию товаров и их выпуску. Учитывая незначительное количество дел об административных правонарушениях указанной категории (не более 0,05% от общего числа возбужденных таможенными органами дел), исключение ответственности по части 4 статьи 16.1 Кодекса не снизит эффективность правовой охраны отношений, связанных с соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. При этом выявляемые факты таких административных правонарушений охватываются статьей 16.3 Кодекса, предусматривающей ответственность в целом за несоблюдение установленных запретов и ограничений вне зависимости от этапов перемещения товаров.

Законопроектом предусмотрено дополнение примечания к статье 16.2 Кодекса нормой, предусматривающей освобождение декларанта либо таможенного представителя от административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса в случае самостоятельного выявления после выпуска товаров нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров и добровольном сообщении в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, сведений о недекларировании товаров. При этом лица будут освобождаться от ответственности, если в отношении таких товаров не проводятся проверочные мероприятия, не выявлены административные правонарушения и отсутствует задолженность по уплате таможенных платежей.

Введение по инициативе предпринимательского сообщества института освобождения лиц от административной ответственности за недекларирование товаров обусловлено тем, что при заполнении таможенных деклараций имеют место технические ошибки, допускаемые вследствие пересортицы товаров, неверного указания количества однородных товаров и т.д. Самостоятельно выявляя данные факты и обращаясь в таможенные органы с целью исправления допущенных нарушений и доплаты причитающихся таможенных платежей, декларант либо таможенный представитель в настоящее время подлежат административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса, так как добровольное сообщение о совершенном правонарушении на основании статьи 4.2 Кодекса является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. В связи с этим перед участниками внешнеэкономической деятельности может стоять выбор скрыть допущенные и самостоятельно выявленные нарушения либо сообщить о них и наряду с доплатой причитающихся таможенных платежей дополнительно понести административную ответственность.

Наличие возможности исправить допущенные при таможенном декларировании товаров ошибки и доплатить таможенные платежи без угрозы привлечения к административной ответственности отвечает принципам справедливости назначения наказания.

Законопроектом в диспозиции части 3 статьи 16.2 Кодекса уточняется момент окончания правонарушения, когда последствия представления недействительных документов не только могут послужить, но и когда уже послужили основанием для несоблюдения запретов и ограничений. При этом конструкция правовой нормы приводится в соответствие с частью 2 статьи 16.2 Кодекса, поскольку по своему содержанию оба состава административных правонарушений вне зависимости от наступления правовых последствий (неуплата таможенных пошлин, налогов либо несоблюдение запретов и ограничений) предусматривают ответственность за заявление недостоверных сведений о товарах при таможенном декларировании.

Административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.3 Кодекса, с целью оптимизации конструкции нормы предлагается объединить. Указанный подход соответствует подпункту 8 пункта 1 статьи 4 и статье 152 Таможенного кодекса Таможенного союза, в соответствии с которыми перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, имеющих единую правовую природу вне зависимости от их видов.

Законопроектом также предлагается составы административных правонарушений, предусмотренные частью 3 статьи 16.2, статьями 16.3, 16.7, 16.21 Кодекса, дополнить уточняющими положениями об ответственности за несоблюдение запретов и ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, изданными в одностороннем порядке в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.

Часть 2 статьи 16.20 Кодекса, предусматривающая ответственность за пользование товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест, без разрешения таможенного органа, дополняется противоправными деяниями, выражающимися в передаче во владение или в пользование, продаже либо распоряжении иным способом такими товарами.

Дополнение вызвано наличием в правоприменительной практике фактов, когда лица после наложения таможенным органом в рамках таможенного контроля ареста не используют сами товары, а "выводят" их из-под контроля иным образом, например, путем продажи, утраты, дарения, передачи на хранение иному лицу и т.д.

Законопроект учитывает инициативу предпринимательского сообщества о смягчении административной ответственности и назначении наказаний, соразмерных тяжести совершаемых правонарушений. Из санкций составов правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частью 2 статьи 16.2, статьей 16.7 Кодекса, исключается административное наказание в виде конфискации товаров, являющихся предметами административных правонарушений. Смягчается ответственность за совершение правонарушений по части 3 статьи 16.1, частям 3 и 5 статьи 16.12, статье 16.14, части 3 статьи 16.19 Кодекса введением наказания в виде предупреждения. По части 3 статьи 16.2, статьям 16.3, 16.4, 16.7, 16.15, частям 2 и 3 статьи 16.19, части 1 статьи 16.20 Кодекса существенно снижаются минимальные размеры административных штрафов. При этом по частям 3 и 5 статьи 16.12 Кодекса при уменьшении нижних пределов штрафных санкций ввиду необходимости назначения соразмерного и адекватного тяжести совершенного правонарушения наказания повышаются верхние пределы штрафов.

Указанные изменения позволят лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, индивидуализировать наказания с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения, финансового и имущественного положения юридических лиц.

 

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлекут изменений финансовых обязательств государства.

Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.

Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.