Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 546240-6 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации"
(в части полномочий субъектов Российской Федерации в области архивного дела),
внесенный Думой Ставропольского края
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 546240-6 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", внесенный Думой Ставропольского края.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов формирования и содержания архивных фондов субъекта Российской Федерации. В статье 1 законопроекта предлагается слова "формирования и содержания архивных фондов субъекта Российской Федерации" заменить словами "хранение, комплектование, учет и использование архивных документов, относящихся к собственности субъекта Российской Федерации".
Кроме того, в пункте 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", в котором определены полномочия субъекта Российской Федерации в области архивного дела, предлагается слова "хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов" заменить на слова "хранение, комплектование, учет и использование архивных документов, относящихся к собственности субъекта Российской Федерации" (статья 2 законопроекта).
По мнению автора законопроекта, действующее федеральное законодательство недостаточно четко определяет полномочия субъектов Российской Федерации в области архивного дела в части "формирования и содержания архивных фондов субъекта Российской Федерации", из-за чего на практике это приводит к двойственному толкованию указанной нормы: она распространяется только на архивные фонды, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации, или на все архивные фонды, находящиеся на территории субъекта Российской Федерации и являющиеся как собственностью субъекта Российской Федерации, так и федеральной и муниципальной собственностью.
Рассмотрев данный проект федерального закона, Комитет Государственной Думы по культуре вынужден не согласиться с доводами автора законопроекта.
Под архивным фондом, согласно статье 3 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" понимается совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой, а под архивным документом материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства. Как представляется замена понятия "архивный фонд" на "архивный документ" представляется не равнозначной, что повлечет сужение компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Считаем, что предлагаемое изменение в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" не снимет вопрос о порядке комплектования архивов документами Архивного фонда Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации и федеральных организаций, расположенных на территории России.
Часть 2 статьи 7 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" определяет, что к собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные документы:
1) хранящиеся в государственных архивах субъекта Российской Федерации, музеях и библиотеках субъекта Российской Федерации (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность);
2) государственных органов и организаций субъекта Российской Федерации.
Содержание вышеназванной статьи практически совпадает с содержанием действующего пункта 2 части 2 статьи 4 вышеназванного закона.
Кроме того, внесение изменений в часть 2 статьи 4 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" может привести к отсутствию единообразия при описании полномочий в области архивного дела по сравнению с частями 1 и 3 статьи 4.
Предложенные изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" могут привести к необоснованному сужению полномочий уполномоченного органа исполнительной власти в области архивного дела и отрицательно сказаться на проведении государственной политики в области архивного дела на территории субъектов Российской Федерации.
На основании вышесказанного, Комитет по культуре не поддерживает проект федерального закона N 546240-6 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Заместитель Председателя Комитета |
З.М. Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.