Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
на проект федерального закона N 555176-6 "О внесении изменений в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения перечня документов, необходимых для получения разрешений на строительство объектов капитального строительства на поверхностных водных объектах),
внесенный депутатами Государственной Думы А.Ю. Русских, Н.И. Васильевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 555176-6 "О внесении изменений в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения перечня документов, необходимых для получения разрешений на строительство объектов капитального строительства на поверхностных водных объектах), внесенный депутатами Государственной Думы А.Ю. Русских, Н.И. Васильевым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на устранение проблем, возникающих в правоприменительной практике при получении разрешений на строительство (реконструкцию) гидротехнических сооружений.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК) для реконструкции объектов гидротехнических сооружений требуется получение разрешения на строительство. В состав документов, необходимых для получения разрешения на строительство, входят, в частности, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, а также схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка.
Согласно статье 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. При этом на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков, а порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом Российской Федерации и водным законодательством.
Таким образом, для получения разрешения на строительство (реконструкцию) объекта гидротехнического сооружения необходимо формировать земельный участок. В то же время на землях, покрытых поверхностными водами, образование земельных участков не осуществляется. Вследствие невозможности подготовки градостроительного плана земельного участка на землях водного фонда возникают препятствия в получении разрешения на строительство при реконструкции гидротехнических сооружений.
В этой связи законопроектом предусматривается, что в случае осуществления строительства или реконструкции объектов капитального строительства на поверхностных водных объектах исключается требование о необходимости представления для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с этим градостроительным планом земельного участка. А вместо правоустанавливающих документов на земельный участок в таких случаях необходимо представить решение о предоставлении водного объекта в пользование или договор водопользования.
Учитывая, что проблема выдачи разрешений на строительство на отдельных поверхностных водных объектах является актуальной, концепция законопроекта заслуживает поддержки.
Вместе с тем, к законопроекту имеются следующие замечания.
Частью 3 статьи 55 ГСК определены документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В состав указанных документов также входят правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка.
Таким образом, для цели оптимизации процедуры ввода гидротехнических сооружений в эксплуатацию требуется внесение соответствующих изменений в часть 3 статьи 55 ГСК.
Следует также учесть, что в соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд и обводненный карьер, являющиеся поверхностными водными объектами, могут располагаться в границах земельного участка. При этом право собственности на данные поверхностные водные объекты неразрывно связаны с правами на земельный участок, в границах которого они находятся, а сам земельный участок не подлежит разделу, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Ввиду указанного, представляется необходимым уточнить положения законопроекта в отношении прудов и обводненных объектов, расположенных в границах земельного участка.
Согласно статье 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований.
Вместе с тем, Водный кодекс не содержит положений о возможности предоставления поверхностных водных объектов на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, если такие объекты принадлежат на праве собственности физическим или юридическим лицам. В соответствии со статьей 12 Водного кодекса Российской Федерации стороной, обязующейся предоставить водный объект в пользование по договору водопользования, является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Необходимо также учесть, что в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладка подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляются в порядке, установленном соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
Ввиду указанного, требуется согласовать положения законопроекта с Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" в части создания искусственных островов, установок и сооружений, прокладки подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море.
Вместе с тем, указанные замечания не носят принципиальный характер и могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает проект федерального закона N 555176-6 "О внесении изменений в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения перечня документов, необходимых для получения разрешений на строительство объектов капитального строительства на поверхностных водных объектах), внесенный депутатами Государственной Думы А.Ю. Русских, Н.И. Васильевым, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.