Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 704631-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности",
внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.В. Панковым, В.Ф. Звагельским, Н.В. Школкиной, О.Д. Валенчуком, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, В.Б. Кидяевым, Г.К. Сафаралиевым, О.Г. Борзовой, З.А. Аскендеровым, членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, Ю.В. Неёловым, С.Ф. Лисовскиим, А.П. Майоровым, М.Н. Пономаревым
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 704631-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.В. Панковым, В.Ф. Звагельским, Н.В. Школкиной, О.Д. Валенчуком, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, В.Б. Кидяевым, Г.К. Сафаралиевым, О.Г. Борзовой, З.А. Аскендеровым, членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, Ю.В. Неёовым, С.Ф. Лисовскиим, А.П. Майоровым, М.Н. Пономаревым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). В частности, изменения Федерального закона N 381-ФЗ затрагивают понятийный аппарат, уточняются антимонопольные правила, предлагая распространить их не только на отдельные хозяйствующие субъекты, но и на группу лиц, пересматривается порядок и размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту торговой деятельности в связи с приобретением им определенного количества продовольственных товаров, сокращаются сроки оплаты поставленной продукции, вводится запрет на навязывание невыгодных условий (действий) при исполнении договора поставки, вводится в ст. 9 императив положений, устанавливающих запрет на осуществление недобросовестных практик, расширяются полномочия ФАС России по осуществлению антимонопольного контроля (надзора) и т.д.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на укрепление основ национальной продовольственной безопасности, активизацию дополнительных мер поддержки интересов отечественных производителей и противодействие недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Так, пункт 1 статьи 1 законопроекта предлагает распространить действие положений Главы 3 Федерального закона N 381-ФЗ, которой устанавливаются антимонопольные требования к хозяйствующим субъектам в сфере торговой деятельности, на действия (бездействие) лиц, входящих с такими субъектами в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Следует отметить, что ч.2 ст.9 Федерального закона "О защите конкуренции" определено, что установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное. Поэтому, поскольку Федеральным законом N 381-ФЗ в этой части иные требования не установлены, внесение предлагаемых законопроектом изменений считаем излишним.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в понятийный аппарат Федерального закона N 381-ФЗ.
Так, предлагаемое определение "ярмарка", как "форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров цен" из законопроекта следует исключить, поскольку данная редакция не содержит отличительных критериев от определения "розничных рынков". В противном случае, ситуация приведет к конкуренции норм различных федеральных законов и затруднениям в правоприменительной практике, так как деятельность по продаже товаров на розничных рынках выведена из сферы регулирования Федерального закона N 381-ФЗ и регламентируется Федеральным законом от 20 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Подлежит дополнительному обсуждению новое понятие "услуги по продвижению товаров" и его раскрытие, под которыми понимается "услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальных выкладок, исследования потребительского спроса, подготовки иной отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров, а равно путем оказания логистических услуг, в том числе по подготовке, обработке или оптимизации маршрутов доставки указанных товаров".
Вместе с тем, данное определение содержит ряд позиций, которые представляют собой неотъемлемую часть процесса торговой деятельности. В контексте закрепленного в Федеральном законе N 381-ФЗ определения "торговой деятельности" эти позиции (исследование потребительского спроса, выкладка товара, подготовка, обработка или оптимизации маршрутов доставки товаров) не могут быть отделены от непосредственной торговой деятельности хозяйствующих субъектов или рассматриваться как самостоятельные виды услуг. С правовой точки зрения подлежит уточнению, что понимается под "осуществлением специальных выкладок", "подготовкой иной отчетности", "иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров" и т.д. Если данное понятие вводится в целях предотвращения злоупотреблений по навязыванию поставщику определенных действий, то целесообразно, конкретизировав предлагаемые формулировки, закрепить не в понятийном аппарате, а в статьях 9 и (или) 13 Федерального закона N 381-ФЗ в качестве перечисления недопустимых действий.
Комитет отмечает ряд содержащихся в законопроекте предложений, реализация которых позволит существенным образом повысить добросовестность ведения торгового бизнеса и улучшить ситуацию во взаимоотношениях поставщиков и торговых сетей.
В частности, введение запрета на выплату всех видов вознаграждений торговым сетям в рамках исполнения договора поставки, установление запрета не только на включение в договор поставки продовольственных товаров условий о вознаграждении, рекламных, маркетинговых услугах и т.д., но и на совершение таких действий в ходе исполнения (реализации) договора одновременно с соответствующими вносимыми в КоАП изменениями позволит серьезно ограничить произвольные действия и злоупотребления со стороны торговых сетей.
Кроме этого, введение императивных запретов в статью 9 посредством переноса антимонопольных правил из статьи 13 Федерального закона N 381-ФЗ (безусловные запреты при заключении и исполнении договора поставки, запрет навязывать контрагенту невыгодные для него условия договора поставки), а также большая открытость в выборе контрагентов - информация об условиях отбора контрагентов помимо размещения в сети "Интернет" должна по запросу безвозмездно предоставляться в 14-дневный срок, будет способствовать стремлению хозяйствующих субъектов строить паритетные взаимовыгодные отношения.
Комитет подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования правоотношений в торговой сфере, однако, принимая во внимание гражданско-правовой характер таких отношений, считает целесообразным в случае поддержки законопроекта в первом чтении, изменения, содержащиеся в законопроекте, обсудить с представителями бизнес-сообщества и общественных объединений предпринимателей.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 704631-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности" и при условии последующей его доработки предлагает принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.