Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 704631-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности",
внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.В. Панковым, В.Ф. Звагельским, Н.В. Школкиной, О.Д. Валенчуком, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, Ю.В. Нееловым, С.Ф. Лисовским, А.П. Майоровым, М.Н. Пономаревым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев проект федерального закона N 704631-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.В. Панковым, В.Ф. Звагельским, Н.В. Школкиной, О.Д. Валенчуком, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, Ю.В. Нееловым, С.Ф. Лисовским, А.П. Майоровым, М.Н. Пономаревым, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации") и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Концепция законопроекта согласуется с положениями Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, и Доктрины продовольственной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120, и направлена на расширение спроса на продукцию отечественного производства и совершенствование антимонопольного регулирования и поддержку благоприятной конкурентной среды, что создает дополнительные механизмы противодействия угрозам национальной продовольственной безопасности.
Кроме того, положения законопроекта, минимизирующие риски необоснованного давления на участников рынка со стороны отдельных хозяйствующих субъектов, согласуются со сложившимися международными и зарубежными торговыми практиками. Например, Директива Европейского союза 2005/09/ЕС прямо запрещает агрессивную коммерческую практику и устанавливает список коммерческих практик, которые должны быть запрещены.
В частности, законопроектом предусматривается положение, согласно которому установленные Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц, в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Законопроектом также предлагается усилить механизмы ответственности за создание хозяйствующими субъектами дискриминационных и иных обременительных условий.
В силу использования в действующей редакции Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" формулировок "ярмарка" и "услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров" законопроектом определяются указанные понятия.
Следует отметить, что законодательная неопределенность понятия "услуги по продвижению товаров" приводит к неоднозначному правоприменительному истолкованию перечня таких услуг, под видом которых взимается дополнительная плата с хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.
В целях обеспечения открытого доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора для хозяйствующих субъектов законопроектом устанавливается прямая обязанность размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. При этом размер указанного вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
Однако практика применения указанной диспозитивной нормы свидетельствует о злоупотреблении такой возможностью.
В связи с этим законопроектом предусматривается дополнение указанной части статьи 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" новым абзацем, согласно которому совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, а также платы за оказание услуг по продвижению товаров по договору возмездного оказания услуг не может превышать три процента от цены приобретенных продовольственных товаров, а при расчете такого совокупного размера не учитывается налог на добавленную стоимость, предъявляемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается установить разумные сроки отсрочки оплаты по договору поставки продовольственных товаров.
Такой подход соответствует принципам осуществления международной купли-продажи и установленным механизмам в зарубежных государствах (например, согласно законодательству Республики Польша сроки оплаты поставок продовольственных товаров в сетевые магазины не превышают 14 дней.).
Кроме того, в целях борьбы с негативной практикой навязывания невыгодных для отечественных производителей условий путем различных посреднических договоров законопроектом предлагается прямо запретить хозяйствующим субъектам заключать между собой для осуществления торговой деятельности договоры комиссии, договоры поручения, агентские договоры или смешанные договоры, содержащие элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри группы лиц и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть.
Также законопроект устанавливает адекватные меры административной ответственности за несоблюдение положений Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в том числе нарушения порядка ценообразования и иных антимонопольных правил при осуществлении торговой деятельности.
Наряду с этим законопроектом предлагается увеличить с двух месяцев до одного года срок давности в отношении административных дел по фактам нарушений законодательства Российской Федерации об основах государственного регулирования торговой деятельности.
По мнению Комитета, предлагаемые законопроектом меры позволят сбалансировать взаимоотношения субъектов торговой деятельности, усовершенствовать механизмы антимонопольного регулирования и создать благоприятные условия для импортозамещения, а также обеспечить дополнительные гарантии защиты интересов отечественных производителей.
Следует отметить, что на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации "О взаимодействии сельскохозяйственных товаропроизводителей, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности", состоявшемся 11 марта 2015 г., концепция законопроекта была поддержана.
Учитывая, что законопроект затрагивает и актуализирует современные задачи, стоящие перед экономикой России, полагаем, что он может быть отнесен к числу приоритетных проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.