Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 724609-6 "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности",
внесенный депутатами Государственной Думы Г.Я. Хором, А.М. Макаровым, С.В. Чижовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 724609-6 "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект направлен на уточнение понятия "контролируемая задолженность" в целях учета процентов по долговым обязательствам при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков - российских организаций.
Новой редакцией пункта 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) контролируемой задолженностью предлагается признавать непогашенную задолженность налогоплательщика - российской организации по следующим долговым обязательствам этого налогоплательщика:
1) по долговому обязательству перед иностранным лицом, являющимся взаимозависимым лицом налогоплательщика - организации по основаниям, установленным подпунктами 1, 2 или 9 пункта 2 статьи 105.1 Кодекса, если такое лицо прямо или косвенно участвует в российской организации - заемщике;
2) по долговому обязательству перед российским лицом, признаваемым в соответствии со статьей 105.1 Кодекса взаимозависимым лицом иностранного лица, указанного в первом пункте;
3) по долговому обязательству, по которому иностранное лицо, указанное в первом пункте и (или) его взаимозависимое лицо, указанное во втором пункте, непосредственно выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение этого долгового обязательства российской организации.
По сравнению с действующей редакцией пункта 2 статьи 269 Кодекса в понятие "контролируемой задолженности" также включаются долговые обязательства между взаимозависимыми лицами (а не только между российской и иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного капитала этой российской организации). При этом из понятия "контролируемая задолженность предлагается исключить кредиты, получаемые российскими организациями от независимых кредитных организаций, даже если они обеспечены гарантией, поручительством иностранного взаимозависимого лица.
Положения статьи 269 Кодекса направлены на предотвращение незаконных налоговых схем, при которых под видом процентов по долговым обязательствам фактически выплачиваются дивиденды иностранным компаниям. Подобные нормы существуют во многих налоговых системах зарубежных стран. Признавая целесообразным сохранить эти правила в Кодексе, Комитет полагает необходимым ограничить перечень долговых обязательств, выплата процентов по которым может быть переквалифицирована в выплаты дивидендов с соответствующими налоговыми последствиями. В этой связи, предложение авторов законопроекта, направленное на исключение из-под правил "тонкой капитализации" кредитов, полученных от независимых с заемщиком банков, поддерживается.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 724609-6 "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.