Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 609488-6 "О внесении изменения в статью 396 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части увеличения суммы земельного налога для отдельных категорий физических лиц),
внесенный Костромской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 609488-6 "О внесении изменения в статью 396 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Данный проект федерального закона предусматривает внесение изменения в пункт 16 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по земельному налогу) производится с учетом коэффициента 3 по истечении 5 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (в настоящее время Налоговым кодексом установлен коэффициент 2 и период в 10 лет соответственно).
Рассматривая целесообразность принятие предлагаемых норм, необходимо отметить, что применение коэффициента, корректирующего сумму земельного налога за использование не по целевому назначению земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, по своей сути является санкцией за несоблюдение норм земельного и градостроительного законодательства. При этом за совершение соответствующих правонарушений уже установлена административная ответственность, а также предусмотрены иные механизмы принуждения землепользователя к исполнению своих обязанностей.
При этом Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" существенно увеличены административные санкции за использование земельных участков не по целевому назначению, в том числе земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства.
Учитывая тот факт, что законопроектом предлагается увеличение размера корректирующего коэффициента и сокращение сроков строительства, сохранение возможности привлечения землепользователей одновременно к административной ответственности и "ответственности", устанавливаемой в рамках Налогового кодекса (при столь существенных "санкциях"), представляется чрезмерным.
Полагаем, что решение вопроса о своевременности регистрации прав на принадлежащее собственникам имущество возможно исключительно путем эффективного осуществления контрольных и проверочных мероприятий органами, уполномоченными контролировать соблюдение целевого характера предоставления земельного участка.
Предлагаемые рассматриваемым законопроектом меры противоречат положению Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года, предусматривающему обеспечение неизменности действующих условий налогообложения на протяжении ближайших четырех лет.
Также можно констатировать, что законопроект подготовлен без учета существующих экономических условий, при которых общее повышение налоговой нагрузки приведет к необходимости увеличения доли расходов на строительство в структуре ежегодных расходов домохозяйств и может вызвать нежелательные социально- экономические последствия для граждан.
Кроме того, положения законопроекта не согласуются с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации. Например, не учитывается то обстоятельство, что действующий срок в 10 лет, по истечении которого осуществляется применение повышающих коэффициентов связан с положениями части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на 10 лет.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 609488-6 "О внесении изменения в статью 396 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.