Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 826412-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 31 января 2014 г. N Пр-210, которым поручено Правительству Российской Федерации обеспечить подготовку с вынесением на общественное обсуждение и принятие проекта федерального закона, предусматривающего запрет на изъятие земельных участков и лесных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников и национальных парков, учет интересов местного населения при установлении платы за посещение государственных природных заповедников и национальных парков, установление закрытого перечня государственных природных заповедников, подлежащих преобразованию в национальные парки, и порядка такого преобразования.
Законопроектом, подготовленным во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации, предлагается внести изменения в федеральные законы "Об особо охраняемых природных территориях", "Об экологической экспертизе", "Об оружии", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", а также в Земельный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрен запрет на предоставление на территориях национальных парков земельных участков (за исключением полностью находящихся в границах населенных пунктов) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, размещение скотомогильников, создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.
Законопроектом предлагается ограничить возможность нового строительства и реконструкции спортивных и спортивно-технических сооружений - объектов капитального строительства на территориях национальных парков.
В связи с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития туристического кластера на Северном Кавказе 11 марта 2012 г. от 24 марта 2012 г. N Пр-767 и протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N ДМ-П9-31пр соответственно) по вопросам развития горнолыжных курортов законопроектом предусмотрены исключения в отношении объектов капитального строительства на территориях Сочинского национального парка и национального парка "Приэльбрусье".
Законопроектом предусмотрено установить, что юридические лица и граждане, которым земельный участок национального парка предоставлен в аренду для осуществления рекреационной деятельности, ежегодно проводят мероприятия, направленные на сохранение природных комплексов и объектов. Перечень таких мероприятий утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.
Уточнен порядок посещения территорий национальных парков физическими лицами. При этом предлагается установить, что положение о каждом национальном парке может предусматривать случаи, когда пребывание физических лиц на территориях национальных парков не требует разрешения. Внесение таких дополнений в положения о национальных парках, подготовленных с учетом географических, природных и социально-экономических особенностей каждого национального парка, позволит в полной мере учесть интересы местного населения и муниципальных образований и исключить возможность конфликтных ситуаций.
Кроме того, уточнен вопрос подготовки порядка определения платы, взимаемой за посещение физическими лицами территорий заповедников в целях познавательного туризма и территорий национальных парков в целях туризма и отдыха. Предусмотрено, что указанный порядок должен включать и случаи освобождения от взимания платы.
Законопроектом предлагается расширить полномочия государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков, установив, что при исполнении своих служебных обязанностей указанные инспектора пользуются наряду с правами должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор, также правами должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный охотничий надзор, федеральный государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Внесено дополнение в статью 38 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", устанавливающее порядок осуществления преобразования заповедников в национальные парки решениями Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. В закрытый перечень заповедников, предлагаемых к преобразованию в национальные парки, в законопроекте включены Тебердинский государственный природный биосферный заповедник (Карачаево-Черкесская Республика), государственный природный заповедник "Столбы" (Красноярский край), государственный природный биосферный заповедник "Командорский" (Камчатский край) и государственный природный заповедник "Гыданский" (Ямало-Ненецкий автономный округ).
На территориях указанный заповедников в силу сложившихся обстоятельств имеет место рекреационная и иная деятельность, не соответствующая режиму заповедника, но при этом допустимая в национальном парке.
Законопроект устраняет отдельные пробелы и противоречия действующего законодательства, касающиеся возложения на заповедники и национальные парки задач в сфере научных исследований и экологического мониторинга, особенностей природопользования в границах зоны национального парка, предназначенной для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона мО внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Закона повлечет за собой необходимость принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Распоряжения Правительства Российской Федерации:
о преобразовании в национальный парк Тебердинского государственного природного биосферного заповедника;
о преобразовании в национальный парк государственного природного заповедника "Столбы";
о преобразовании в национальный парк государственного природного биосферного заповедника "Командорский";
о преобразовании в национальный парк государственного природного заповедника "Гыданский".
Цель и обоснование: реализация пункта 14 статьи 1 Закона в части установления закрытого перечня государственных природных заповедников, преобразуемых в национальные парки решениями Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 14 статьи 1" следует читать "пункта 13 статьи 1"
Срок разработки - 1 год с даты вступления в силу Закона.
Ответственные исполнители: Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
2. Приказ Минприроды России "Об установлении порядка выдачи разрешений на охоту в целях осуществления научно-исследовательской деятельности и в целях регулирования численности охотничьих ресурсов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, а также добычи на территориях государственных природных заповедников и национальных парков объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам".
Цель и обоснование: реализация подпункта "а" пункта 4 статьи 1, абзаца четвертого подпункта "б" пункта 9 статьи 1 в части установления федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники и национальные парки, порядка выдачи разрешений на охоту в целях осуществления научно-исследовательской деятельности и в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, а также добычи объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам.
Срок разработки - 6 месяцев с даты вступления в силу Закона.
Ответственный исполнитель: Минприроды России.
Принятие Закона повлечет за собой необходимость внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. N 48 "Об утверждении положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации".
Цель и обоснование: приведение в соответствие с Законом.
Срок разработки - 6 месяцев с даты вступления в силу Закона.
Ответственные исполнители: Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Принятие Закона повлечет за собой необходимость признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 769 "Об утверждении положения о национальных природных парках в Российской Федерации".
Цель и обоснование: несоответствие действующему законодательству.
Срок разработки - 6 месяцев с даты вступления в силу Закона.
Ответственные исполнители: Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.